Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Реформы и качество образования»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Реформы и качество образования»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №1 2008 г.
Рубрика материала: Управление модернизацией
Авторы: Ушаков Константин Михайлович

Файлы материала:
 doc  скачать → (217179 байт)


   

 

Основные идеи

  • Нет прямой связи между стоимостью обучения учащихся в школе и их количеством в классе и качеством обучения.

  • Главное, от чего зависит качество образования— это качество взаимодействия учителя и ученика на уроке, определяемое квалификацией педагога.

  • В успешных образовательных системах акцент в деятельности руководителя ставится не на менеджерские функции, а на его влияние на процесс преподавания.

Все-таки во избежание лишних трат денег и нервов лучше учиться на чужом опыте, благо он теперь становится доступнее. Хочу поделиться сильным впечатлением— мне попал в руки доклад по результатам исследования очень известной консалтинговой компании McKinsey&Company, которая работает по заказу правительств, международных организаций, крупнейших компаний, а недавно даже стала работать на Сбербанк России. (Это я к тому, что источник— надежный). Доклад посвящен проблемам образования и называется «Как лучшие мировые образовательные системы достигли таких результатов».

http://www.mckinsey.com/locations/moscow/index.aspx

В рамках исследования были проанализированы 25 наиболее успешных образовательных систем, которые действуют сегодня в мире (Россия в докладе не упоминается). Цель исследования: выяснить, есть ли что-либо общее между успешными образовательными системами, действующими в различных частях света— Европе, Азии, Северной Америке. Последнее очень важно, так как общее искалось среди образовательных систем, принадлежащих разным культурам, имеющих разные традиции.

Для нас эта работа, на мой взгляд, бесценна, потому что очень многие из этих стран проводили реформы в области образования, которые имеют много общего с тем, что мы делаем сегодня. Например, увеличивали стоимость обучения ученика, вкладывая ресурсы в оборудование и зарплаты педагогическим работникам, уменьшали наполняемость классов.

Сначала несколько обескураживающая информация.

1. Не обнаружено сколько-нибудь заметной связи между стоимостью обучения одного ребенка в школе и качеством (результатами) обучения. Поскольку в стоимости обучения определенную часть составляет заработная плата, мы получаем, на первый взгляд, парадоксальный вывод о том, что повышение заработной платы не даст нам искомого результата, если под результатом иметь в виду качество обучения, также не дает этого результата и увеличение количества оборудования, которое входит в эту сумму. Наблюдения проводились в течение 35 лет, причем стоимость обучения за это время возросла в два с лишним раза.

2. Не обнаружено сколько-нибудь заметной связи между количеством детей в классе и качеством обучения. Тут надо заметить, что такая связь существует для младших школьников, правда, изменение качества в лучшую сторону крайне незначительное. Наблюдения проводились в течение 35 лет, причем наполняемость классов уменьшилась примерно в 1,8 раза. При этом понятно, что «качество" — измеряемая величина, и существует широкий спектр инструментов его измерения.

Эти две позиции нуждаются в осмыслении, потому что являются серьезной составной частью нашей образовательной реформы, во всяком случае, обе эти позиции постоянно привлекают к себе внимание. Однако стоит обратить внимание на то, что у идущих реформ есть две задачи: одна, которая постоянно декларируется, заключается в повышении качества образования, вторая— улучшение социального положения весьма значительного корпуса педагогических работников.

Обратим внимание на то, что оба параметра: и стоимость обучения одного ребенка, и количество учеников в классе сильнее всего влияют на условия труда педагогов, а также на уровень удовлетворенности родителей, которые на 99% связывают качество обучения с размером класса, количеством оборудования в нем, условиями, в которых находятся их дети.

Улучшение условий труда педагогов, к которым следует отнести и увеличение числа компьютеров, и уменьшение наполняемости классов, есть процесс необходимый и достойный внимания. Но при этом автоматически предполагается, что улучшение условий труда и увеличение заработной платы влечет за собой повышение его эффективности. Однако практика показывает, что эта связка на самом деле весьма сомнительна. Она ведет к повышению уровня удовлетворенности человека, но человек удовлетворенный и человек эффективно работающий— это не одно и то же. Об этом говорит и теория мотивации Ф.Герцберга.

По теории Ф. Герцберга, заработная плата и условия труда относятся к так называемым «гигиеническим» факторам и являются только временными мотиваторами.

Расходы и результаты

(I) График изменения стоимости обучения одного ученика;

(II) График изменения количества учеников, приходящихся на одного учителя;

(III) Грамотность учащихся (17-летние);

(IV) Грамотность учащихся (13-летние);

(V) Грамотность учащихся (9-летние).

Это значит, что если «гигиенические» факторы ухудшаются (не дай Бог, задерживается зарплата, или течет крыша в школьном здании, или стоит устаревшее оборудование в кабинетах), то, с точки зрения работников, это очень плохо. А если данные факторы улучшаются, то сотрудники полагают, что ничего особенного не происходит, так и должно быть. Возможно, на короткое время интенсивность труда возрастает, затем все возвращается на «круги своя».

Это ни в коем случае не означает, что борьба за улучшение условий труда и повышение стоимости обучения ребенка может быть снята с повестки дня, ни в коем случае. Просто решение этой задачи, как ни странно, не связано с решением задачи повышения качества обучения. Но поскольку мы все же движемся, хотя и не спеша, в этом направлении, важно понимать, чего собственно можно ожидать в результате.

Давайте немного пофантазируем. Предположим, что у вас есть возможность значительно, например в два раза, увеличить фонд заработной платы, поднять уровень оплаты педагогического труда. Каковы могут быть ваши ожидания?

Наверное, список надежд можно продолжать, но остановимся на этих. А теперь посмотрим, чему будет суждено сбыться, а чему нет.

Что касается пункта1, то ответ уже дан, на мой взгляд, в упомянутом исследовании. Эффективность деятельности не изменится. Несколько слов о компьютеризации. Персональные компьютеры, интерактивные доски, проекторы, безусловно, сделали работу педагога более разнообразной, появились новые формы наглядности (правда, они уже появлялись и раньше, помните учебное телевидение?). Королева урока теперь— презентация в PowerPoint. Это означает, что компания Билла Гейтса улучшила свои результаты. Повлияет ли это на результаты обучения? Поживем— увидим. Боюсь, однако, что нет. Во всяком случае, не пропорционально стоимости вложений. (Программа информатизации идет не первый год. Кто-нибудь проверял, изменились ли от этого результаты ЕГЭ, лучше ли стали писать контрольные работы, сдавать экзамены и пр.?)

Кто учил хорошо без этого, продолжает это делать с помощью высоких технологий, кто учил не очень хорошо, тоже продолжает — с помощью тех же высоких технологий.

По поводу пункта2 могу предположить, что перегрузка особенно не уменьшится. Представьте себе, только появилась возможность нормально заработать, и в этот момент отдать часы?

В части реализации пункта3 есть некоторые шансы на успех, особенно в небольших городах и деревнях, где средний уровень заработной платы невелик. Что касается престижа профессии учителя, то я не думаю, что мы будем иметь существенный успех. Есть ощущение, что массовая профессия не может быть очень престижна. Удовлетворенность должна возрасти, но практически любое повышение зарплаты рассматривается педагогами как возвращение долгов, причем неполное.

А вот надеяться на реализацию пункта 4, пожалуй, не стоит, тут наблюдаются некоторые, на первые взгляд, странные вещи. В системе образования начинает работать закон Токвиля «Плохо— это не когда плохо, а когда ожидал большего». Хочу напомнить, что совсем недавно прошла забастовка рабочих на заводе «Форд» во Всеволожске, заметьте, не на ГАЗе, не на ВАЗе и других предприятиях отечественного автопрома, где условия труда и оплаты намного хуже, а именно во Всеволожске.

Вы замечали, что люди начинают выражать недовольство не тогда, когда плохо и тяжело, а тогда, когда ситуация улучшается? Когда ситуация тяжелая, не формируется никаких особенно высоких ожиданий, но когда она улучшается, ожидания резко возрастают, и поскольку они не сбываются в полном объеме, растет недовольство положением дел и напряжение. Так что с ростом доходов педагогов не стоит рассчитывать на умиротворение. Скорее, стоит готовиться к обратному.

Что касается пункта5, то спросите у своих директоров (а может, у вас есть собственный опыт), чего стоит сегодня руководителю уволить человека, который стал педагогом по ошибке? Практически невозможно, те, кто проходил этот путь, знают, что на это нужно один-два года, причем суды чаще всего берут сторону увольняемого работника. А теперь представьте себе, как будет сопротивляться увольняемый, если попробовать его уволить с существенно более высокой зарплаты?

Существенное повышение заработной платы не обновляет кадровый состав, а приводит к прямо противоположному эффекту— закрепляет уже имеющиеся кадры.

От чего зависит качество?

Большая часть проведенных реформ не касалась вопросов преподавания. Это буря на поверхности. А в глубине не было никаких потрясений. Основной процесс— УРОК— как проходил 20 лет назад, так он в основном и проходит. Попробуйте ответить на вопрос, какие из реформ были непосредственно направлены на изменение качества образования?

Ведь это в основном были структурные реформы: реструктуризация сети, изменение способов финансирования, изменения в структуре управления и контроля, реорганизация деятельности системы повышения квалификации и многое другое. В основании этих реформ лежало на первый взгляд очевидное, но не доказанное предположение, что реформы такого рода приведут к положительным сдвигам в качестве образования.

Реформы непосредственно не касались профессиональной деятельности педагога, между тем вывод исследования однозначен и прост: вы не можете улучшить результаты обучения, не вмешиваясь в процесс преподавания, а система образования не может быть лучше учителей, которые ее составляют. Независимо от культурных различий успешны оказались те системы образования, которые сфокусированы на качестве преподавания. А вот как управляется система образования, является ли она высоко децентрализованной, как в Англии, или, наоборот, сильно централизованной, как в Сингапуре— это, как показало исследование, с точки зрения результатов обучения неважно (обе эти страны высоко стоят в рейтинге успешности).

Структурные реформы не оказывают на происходящее в классной комнате сколько-нибудь заметного воздействия.

Исследование показало, что единственный параметр, который определяет успехи детей и от которого зависит качество образования— качество взаимодействия учителя и ученика на уроке, определяемое квалификацией педагога. Влияние квалификации педагога является единственным фактором, реально определяющим успешность процесса обучения. По данным исследования, если в девятилетнем возрасте два одинаковых среднеуспевающих школьника получали двух разных учителей, соответственно сильного и слабого, то уровень их успешности через три года различался на 50%.

Необходимые условия

Анализ показал, что есть несколько условий, которые можно считать необходимыми (хотя и недостаточными) для того, чтобы улучшение преподавания реально происходило:

  • преподаватели должны знать свои слабости, понимать, что они умеют делать хорошо, а что не очень;

  • для этого они должны иметь возможность сравнения, т. е. учителя должны быть в курсе наиболее успешных практик своих коллег, что можно достигнуть только в процессе реального наблюдения;

  • учителя должны иметь мотивацию делать необходимые изменения.

Эту мотивацию невозможно получить, используя только материальные стимулы. Эту мотивацию может дать только организационная культура школы, но такая, которая обеспечивала бы и поддерживала бы взаи-модействия учителей, которая предполагала бы совместное планирование, рефлексию профессиональной деятельности.

Самое важное в повышении качества преподавания заключается в том, что наиболее эффективно оно происходит непосредственно в классе. Для того чтобы это реализовать, необходим корпус экспертов-инструкторов. (Ваши методисты именно таковы?) При этом успешные системы предполагают, что одним из них должен быть директор.

А вот это еще один очень любопытный и, как мне кажется, актуальный вывод исследования.

В успешных образовательных системах акцент в управленческой деятельности руководителя ставится совсем не на менеджерские функции, которыми в такой степени перегружены руководители в России.

Поскольку акцент делается на том, что происходит на уроке, то главной задачей директора в этих системах является процесс преподавания. Основным способом влияния на процесс преподавания является работа директора и управленческой команды с педагогами, их обучение. Это считается главной задачей, и в этом он и его команда должны быть лидерами. Пожалуй, в этом есть возврат к старому лозунгу «Директор— учитель учителей». Ничто не ново… Соответственным образом происходит и подбор кадров на эти должности. Директора— это в прошлом успешные учителя, которым при вступлении в должность необходимо приобрести главный навык руководителя школы— умение обучать педагогов.

Итак, одно из условий успеха— ориентированность организаций на обучение своих членов. Второе условие— отбор кадров на педагогические специальности университетов (педагогических вузов в успешных образовательных системах нет нигде). Все страны, создавшие успешные образовательные системы, проводят чрезвычайно жесткий отбор будущих педагогов, набирая на соответствующие специальности из 10% лучших выпускников школ, что и делает эту работу престижной. Почему лучшие выпускники идут в школу? Выяснилось, что важна не заработная плата вообще, а стартовая заработная плата, которую получает молодой специалист после выпуска из университета. При этом привлекательная заработная плата отнюдь не огромна. В Финляндии она составляет 80% от средней заработной платы в промышленности, правда, в Южной Корее около 140%, но в среднем по исследуемым странам она равна средней. Этого оказывается достаточно, чтобы сделать педагогическую работу привлекательной. При этом в той же Финляндии зависимость заработной платы от стажа невелика, она растет только в первые 15 лет на 12%.

Таким образом, подводя итоги, можно сформулировать некоторые выводы:

  • Борьбу за улучшение условий труда и оплаты следует продолжать, но ожидания, что это приведет к улучшению качества образования, беспочвенны.

  • Единственным фактором, определяющим качество образования, является квалификация педагогов.

  • Реализуемые в настоящее время изменения возможно являются необходимыми, но не затрагивают процесса преподавания, а потому не отражаются на его качестве.

  • Основная задача директора школы и управленческой команды школы— обучение персонала, фокусировка на процессе преподавания, процессе взаимодействия учителя и ученика.

По материалам исследования компании McKinsey&Company «How the world’s best-performing school systems come out on the top», сентябрь 2007.

© Журнал руководителя управления образованием № 1, 2008.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.