Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Переход к новому поколению стандартов НПО и СПО»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Переход к новому поколению стандартов НПО и СПО»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №5 2010 г.
Рубрика материала: Оценка качества
Авторы: Зачесова Елена Васильевна

Файлы материала:
 doc  скачать → (65536 байт)


   

 

Переход к новому поколению стандартов НПО и СПО

Зачёсова Елена Васильевна,
заведующий сектором научно-методического обеспечения
 взаимодействия системы профессионального образования
и общественно-профессиональных объединений
Центра начального, среднего, высшего и дополнительного
профессионального образования ФИРО

Революционная ситуация

В МГУ ничего не умеют, но всё знают,
в МГТУ ничего не знают, но всё умеют.
Студенческий фольклор

Сегодня от работника требуется не безусловное соблюдение жёстких схем, а умение выбирать из нескольких вариантов и действовать в условиях неопределённости. Отвечает ли современное профессиональное образование вызовам нового времени? Будет ли способен завтрашний выпускник к самостоятельной деятельности? Подобные вопросы давно уже стали риторическими, что нисколько не умаляет серьёзности поднятой проблемы.

Качеством профессионального образования обеспокоены не только сами студенты, параллельно с учёбой (и иногда ей в ущерб) приобретающие высоко ценимый в резюме «практический опыт», и работодатели, вынужденные доучивать и переучивать вчерашних выпускников, но и государство.

В Послании Федеральному собранию в 2008г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев заявил: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Её прежние успехи были признаны во всём мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились». И это становится самой серьёзной угрозой нашей конкурентоспособности».

Через год на парламентских слушаниях председатель Комитета Совета Федерации по науке и образованию Х.Д. Чеченов был ещё категоричнее: «Ситуация с профессиональным образованием внушает тревогу, а иногда просто вызывает возмущение. Дефицит рабочих кадров, квалифицированных специалистов рабочих и инженерных специальностей таков, что есть основания ставить вопрос об угрозе национальной безопасности. Ведь никакой инновационный прорыв, переход экономики на прогрессивные инновационные рельсы невозможен без квалифицированных рабочих рук. Квалифицированные рабочие кадры — это фундамент любых инноваций».

Несмотря на существующую на рынке труда потребность в высококвалифицированных рабочих, абитуриенты массово устремляются не в колледжи и техникумы, а в вузы. Среднее и, тем более, начальное профессиональное образование стали в нашем обществе символом жизненного неуспеха, зато диплом любого вуза расценивается как обязательное условие карьеры. Подавляющее большинство — девять из десяти — российских родителей хотели бы для своих детей высшего образования, а две трети готовы платить за это значительные деньги. Причина проста — обладание вузовским дипломом существенно повышает доходы работника.

Погоня за дипломами как таковыми зачастую приводит к профанации высшего образования.

Ректор Государственного университета — Высшей школы экономики Я.И. Кузьминов утверждает: «В России сложился большой сектор псевдообразования, где достигнуто «плохое равновесие»: студенты минимизируют свои денежные и трудовые вклады, преподаватели не ведут исследований, читают по чужим учебникам и сквозь пальцы смотрят на перформанс студентов. Обе стороны чисто формально исполняют свои обязанности. По разным оценкам, масштабы псевдообразования (явная имитация с обеих сторон) — от 20 до 30%, масштабы «плохого» образования (отсутствие инновационной составляющей, недостаточное освоение базовых компетенций) — от 50 до 75% существующей высшей школы. На 300 тыс. выпускников — экономистов и менеджеров найдётся едва ли 10 тыс. тех, кто владеет эконометрикой; на почти 100 тыс. — может быть, 15 тыс. умеющих работать с современными пакетами компьютерного проектирования».

Кузьминов Я.И. Массовое высшее / В сб. ст. и аналитических докл. Российское образование: тенденции и вызовы. — М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. — С. 201.

Возникает порочная практика «девальвации» диплома: в надежде построить карьеру студенты учатся в вузах, многие — за собственные деньги, но по различным причинам не получают там качественного образования и неподготовленными попадают на рынок труда. Работодатели вынужденно перестают доверять дипломам, повышают требования к претендентам и оценивают не формальный образовательный ценз, а реальную квалификацию. Конечно, существуют учебные заведения «высшей лиги», сумевшие доказать на практике, что их диплом — гарантия качества, но даже подобные громкие имена не застрахованы от скандалов.

В докладе Комиссии Общественной палаты РФ фиксируется, что «если о важности опыта и наличия рекомендаций с предыдущих мест работы говорят 54 и 38% работодателей соответственно, то репутация и известность учебного заведения важны только для четверти работодателей, в то время как 10% совершенно безразличны к данному параметру. Ещё меньшую роль играет конкретное содержание диплома. Так, набор курсов и оценки играют первостепенную роль только для 8% работодателей, а каждый четвёртый считает, что на это никогда не обращают внимания».

Что же на самом деле приобретают выпускники вузов? Прежде всего завышенные ожидания. Вчерашние студенты претендуют на комфортные условия и высокий уровень оплаты труда, предъявляют требования к социальному окружению, не предлагая взамен адекватных результатов. Неудивительно, что невозможность удовлетворения этих потребностей ведёт к социальной напряжённости и способна создать революционную ситуацию, как во Франции или в Греции, где «законы первого найма» стали детонаторами студенческих волнений.

 

Проблемная зона

Современный учебный план — это бессмысленный пережиток прошлого.
Э. Тоффлер


Держась за предметное образование,
мы проигрываем как страна.
Е. Ф. Сабуров

Система отечественного профессионального образования сегодня действительно переживает нелёгкие времена: значительно сократилось и продолжает сокращаться количество обучающихся, нарушены связи с работодателями, морально и физически ветшает учебно-производственная база, ощущается дефицит квалифицированных преподавателей и мастеров, у образовательных учреждений нет доступа к новым технологиям, которые часто составляют коммерческую тайну. Современным реалиям не соответствует ни традиционная структура, ни содержание профессионального образования.

Действующие государственные образовательные стандарты (ГОС) фиксируют объём и составные элементы обязательного для изучения материала; при этом механизм обновления содержания образования предполагает незначительную коррекцию перечня дисциплин и замену «устаревших» дидактических единиц. Традиционное предпочтение теории усугубляется сложившейся на сегодняшний день ситуацией, когда все виды практики и стажировки сокращаются или не проводятся вовсе.

Попытки переломить ситуацию были предприняты на уровне начального и среднего профессионального образования, где доля практико-ориентированности выше. В приоритетный национальный проект «Образование» в 2007 году были включены учреждения НПО и СПО. Стратегической задачей их развития должно было стать «постепенное преодоление отставания в структуре, объёмах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики на основе выявления, поддержки и обеспечения развития государственных образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, в том числе направленные на совершенствование механизмов взаимодействия с работодателями».

Российское образование в поисках ответа на новые вызовы / сост. Татьяна Клячко — [Электронная версия бюллетеня «Население и общество»] — 20 мая 2009 г., 20:18. http://www.polit.ru/research/2009/05/20/demoscope375.html

Однако, по мнению экспертов, особых новаций здесь не произошло.

В рамках жёстко заданного перечня дисциплин невозможно обеспечить ни гибкость построения образовательных программ, ни оперативную коррекцию в соответствии с изменяющимися потребностями рынка труда. Сможет ли вчерашний студент стать квалифицированным работником или его трудовую биографию придётся начинать с традиционной фразы: «Забудьте все, чему вас научили…»? От ответа именно на этот вопрос зависит будущее системы профессионального образования.

 

Точка роста

Вы не можете решить проблему,
пока не признаете, что она у вас есть.
Харви Маккей

Частные шаги — улучшение материально-технической базы или налаживание взаимодействия с социальными партнёрами — могут быть полезны, но гораздо эффективнее изменить подходы к профессиональному образованию в целом. Основным инструментом этого становятся Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), основанные на идеологии формирования содержания образования «от результата». Это итог работы многотысячного коллектива авторов из образовательных учреждений и представителей работодателей со всех концов России, напрямую заинтересованных в повышении качества профессионального образования. В общественной экспертизе новых стандартов участвовали все желающие, а многочисленные предложения и замечания были учтены в процессе доработки проектов.

В чём принципиальное отличие нового поколения стандартов? Во-первых, предметом стандартизации являются три группы требований к:

  • структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

  • результатам освоения основных образовательных программ.

Во-вторых, обучающиеся вместо усвоения предметных знаний и умений будут формировать набор компетенций, понимаемых как «способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области». Основой образовательного процесса станет подготовка и осуществление различных видов профессиональной деятельности.

 

Опасные заблуждения

Единственным препятствием
осуществлению наших планов на завтра
могут быть наши сегодняшние сомнения.
Франклин Рузвельт

Педагогическое сообщество имеет за плечами негативный опыт многочисленных реформ последних лет, поэтому ожидает введения новых стандартов с недоверием. Спектр настроений охватывает всю гамму: от активного протеста до пассивной обречённости. Широко распространённое мнение, что «всё останется по-прежнему», мешает педагогам осознать глубину грядущих изменений. Переход к новым компетентностным стандартам является не насаждаемым новшеством, а требованием времени. Следует отдавать себе отчёт в том, что нас ждёт не просто смена терминов, а значительная реорганизация образовательного процесса: ведь новые цели требуют адекватных методов и средств для их достижения. При этом максимальный вред может принести попытка «упаковать» старое содержание образования в новую форму; подобная позиция приведёт лишь к усугублению кризиса, а не к его разрешению.

Одним из принципиальных новшеств стало введение в состав ФГОС НПО и СПО профессиональных модулей. Эти элементы стандарта представляют собой комплекс теоретических и практических занятий, направленных на подготовку к одному из видов профессиональной деятельности. Педагогам придётся существенным образом перестроиться, отказавшись от примата дисциплинарности.

Ещё одно заблуждение — «всё необходимое для перехода на новые стандарты разработают и спустят сверху». Возможно, в условиях тотальной унификации и жёсткой заданности содержания образования, созданные кем-то (даже очень профессиональным) и когда-то (даже не очень давно) методические и учебные материалы могли бы стать ключом к решению проблем отдельного образовательного учреждения, но изменившаяся реальность требует, чтобы в каждом образовательном учреждении были подготовлены специалисты, претендующие на конкретные рабочие места. Обучение будущих кадров под запросы работодателя требует индивидуального подбора содержания обучения, учебной литературы и методического аппарата, в этом случае полезнее будет своеобразный «тюнинг», тонкая подгонка и доводка, а не «штамповка».

Именно по этой причине в примерных программах будут указаны не конкретные учебники, а список изданий на выбор, к тому же законом предусмотрена возможность использования не только бумажных пособий, но и изданий на электронных носителях.

 

Практические действия

Глаза боятся — руки делают.
Русская поговорка

Переход к обязательному обучению по программам на основе ФГОС НОП и СПО нового поколения во всех образовательных учреждениях должен произойти с 1 сентября 2011 года. Подготовку следует начинать уже сегодня, и первоочередными шагами должны стать изучение нормативной документации и обучение кадров.

Официальные документы по введению нового поколения федеральных государственных стандартов профессионального образования размещены на сайте Министерства образования и науки по адресу: www.mon.gov.ru, кроме того, их можно найти в информационно-правовых системах. Важно обращать внимание не только на основной текст, но и на внесённые поправки, например, ст. 17 закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (с поправками) сообщает, что:

Федеральный закон № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (принят Государственной Думой 14 ноября 2007 г., одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 г.)

  • к обучению по новым программам на основе утверждённых ФГОС по решению соответствующего ОУ можно приступить с 1 сентября 2010 года, а можно подождать до обязательного для всех срока — 1 сентября 2011 года;

  • после 1 сентября 2010 года набор на обучение по программам на основе старых ГОС невозможен, поскольку прекращается 31 августа 2010 года;

  • в процессе обучения нельзя заменить ГОС на ФГОС, так как обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2010 года для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

За оставшееся время образовательным учреждениям следует начать разработку программ и КИМов, а также обеспечить приведение материальной базы в соответствие с требованиями ФГОС.

Дополнительную пользу педагогам принесёт знакомство с различными мнениями по вопросам введения новых ФГОС, опубликованными в печатных СМИ и на интернет-ресурсах, а также участие в их публичном обсуждении. По возможности желательно посещать тематические курсы повышения квалификации или семинары, чтобы получить более точное представление о предстоящих переменах. В этом случае педагоги смогут разобраться в сложных вопросах до того, как возникнет необходимость решать их на рабочем месте.

А ждать счастливого разрешения собственных проблем от других бесперспективно.

© Журнал руководителя управления образованием № 5, 2010.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.