Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Как преодолеть барьеры использования интерактивных досок в учебном процессе»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Как преодолеть барьеры использования интерактивных досок в учебном процессе»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №1 2011 г.
Рубрика материала: Методическая служба
Авторы: Илюшина Ирина Николаевна

Файлы материала:
 doc  скачать → (221696 байт)


   

 

Как преодолеть барьеры использования интерактивных досок в учебном процессе?

Илюшина Ирина Николаевна,
заместитель директора по информатизации лицея № 11 г. Красноярска

Процесс информатизации для образовательных учреждений, безусловно, дал много положительных эффектов, в том числе плановое обеспечение учебных кабинетов компьютерной техникой и интерактивным оборудованием. Однако нередко учитель, имея интерактивную доску в своем кабинете, не использует возможности этого инструмента.

Ежегодно в г. Красноярке проводятся профессиональные конкурсы для учителей по созданию цифровых образовательных ресурсов. Количество ресурсов, созданных для интерактивной доски, имеет очень малый прирост, к тому же качество этих ресурсов остаётся в большинстве случаев довольно низким, содержание этих ресурсов вполне можно уместить в обычные презентации.

Меня, как управленца и учителя информатики, беспокоит ситуация, когда педагогам даётся в руки современный инструмент (интерактивная доска, система интерактивного голосования и т.п.) для того, чтобы сделать преподаваемый предмет более интересным, дающим возможность познакомить учащихся с новыми технологиями, а они этим не пользуются, предпочитая привычную меловую доску или же используют интерактивную доску просто как экран для презентации. В чём же может быть причина и какие управленческие действия нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию?

В течение мая 2010 года мною было проведено анкетирование по вопросам использования интерактивной доски среди 40 учителей разных типов ОУ Кировского района г. Красноярска. Эти учителя используют или имеют возможность использования в своей практике интерактивные доски различных производителей. Были получены следующие результаты (схема 1).


Схема 1. Как давно Вы используете на своих уроках интерактивную доску

 

20% опрошенных педагогов не используют интерактивные доски в своей практике, но планируют это сделать при определённых условиях: когда они будут иметь свободный доступ к интерактивной доске, у них будет достаточно знаний для использования программного обеспечения и понимания, какими возможностями обладает доска, чтобы её использовать в учебном процессе (т.е. необходимо обучение учителей) (см. схему 2).


Схема 2. Как часто Вы используете на своих уроках интерактивную доску?

 

40% опрошенных педагогов регулярно (не реже одного урока в неделю используют интерактивные доски), лишь 25% учителей каждый урок планируют с использованием интерактивной доски (см. схему 3).


Схема 3. Какие типы заданий / инструменты Вы используете наиболее часто при работе с интерактивной доской

 

Наиболее распространённые способы использования интерактивной доски учителями — это демонстрации презентаций, то есть возможности самой доски в большинстве случаев не используются. Лишь некоторые опрошенные учителя отметили, что обычно они используют ластик, маркер, шторку, галерею интерактивной доски, возможность делать пометки на готовой презентации. Что же останавливает остальных в использовании хотя бы этих инструментов? Возможно, нежелание разбираться самостоятельно, читать внимательно инструкции и видеть за ними конкретные и понятные действия (см. схему 4).

 

Схема 4. Основные способы использования интерактивной доски на Ваших занятиях

 

Около 30% опрошенных всё же используют инструменты интерактивной доски для организации групповой работы, совместной работы нескольких учеников, для пометок поверх презентации. Заметим, что это лишь треть учителей, которые работают с интерактивной доской и используют некоторые её инструменты для организации интерактивности на уроке. Для двух третей из опрошенных учителей это оборудование есть не что иное, как дорогостоящий экран, на котором можно писать электронной ручкой и демонстрировать привычные презентации. Что же всё-таки мешает использовать интерактивную доску и имеющиеся в ней возможности?

Какие препятствия для работы с интерактивной доской опрошенные учителя отметили:

  • подготовка материалов требует дополнительного времени, особенно на этапе знакомства с возможностями доски, а, как известно, загруженность учителей особенно математики, русского языка, где нужно практически каждый день проверять тетради, очень высока, это более трудоёмко по сравнению с тем, что учитель уже знает, чему учит в течение многих лет;

  • незнание программного обеспечения для различных категорий интерактивных досок;

  • незнание, как встроить оборудование на разные этапы урока и чему при этом учить.


Схема 5. Что является препятствием для учителя при использовании интерактивной доски

В целом препятствия, которые возникают у учителей Кировского района г. Красноярска по использованию интерактивной доски в образовательном процессе, схожи с теми, что были выявлены в ходе изучения зарубежной педагогической практики в интересуемом аспекте. Однако примечательно то, что ни один учитель не отмечает отсутствие технической поддержки, вероятно, этот барьер для них не настолько велик, как для зарубежных коллег.

http://chrisbetcher.com/2010/05/lifelong-learners/
Betcher Chris. Lifelong Learners?. Betchablog, May, 2010

По данным Исследовательской лаборатории Доктора Марзано (США), с достаточно большой долей вероятности уровень обученности учащихся возрастает при использовании на уроке интерактивной доски при следующих условиях:

  • педагогический стаж учителя составляет 10 и более лет;

  • учитель использует интерактивные технологии в течение двух лет и более;

  • учитель использует интерактивную доску в течение 75–80% времени на уроке.

Проводимые зарубежные исследования доказывают преимущества использования интерактивных технологий, применение которых при определённых условиях ведёт к повышению образовательных результатов, но учителя часто не используют их. Почему? Эта проблема обозначается в разных странах мира.

http://www.marzanoresearch.com/documents/finalreportonactivclassroom.pdf

Вот что пишет по этому поводу австралийский эксперт Крис Бетчер: «Те учителя, которые упорно избегают изучения технологии, не обладают такими качествами, как любопытство и чувство непрерывного обучения, они упорно сопротивляются принятию и использованию цифровых технологий. Они считают, что технологии только мешают тому, что они и так прекрасно умеют делать. И не нужно тратить время и силы на изучение чего-то нового. Многие учителя с большим стажем считают, что до пенсии им осталось совсем немного, не стоит и начинать изучать и не нужно ничего менять в своей практике».

Очень важно различать понятия «не знаю, как получить нужные мне знания» или «не понимаю, что и зачем мне надо». В случае «не знаю, как получить нужные мне знания» требуется техническое и консультационное сопровождение учителя, чтобы учитель не оставался в возникшей трудной ситуации наедине с собой, чтобы помощь была оказана именно в тот момент времени, когда она требуется. Если учитель не понимает, что и зачем ему надо, вероятно, ему стоит задуматься, а что он делает в этой профессии.

Руководители, принимающие решения о приобретении интерактивного оборудования, заблуждаются, если считают, что все учителя готовы и способны самостоятельно разобраться с его возможностями. На этапе приобретения интерактивного оборудования работа не заканчивается, учителям нужна техническая поддержка, методическое сопровождение, возможно, изменения в организации образовательного процесса, зависящие от диспетчера расписания, от завуча по учебно-воспитательной работе, нужны другие регламенты работы.

Например, если в образовательном учреждении имеется интерактивная доска лишь в одном кабинете-лектории, то нужно продумать систему работы с ней, составить график, организовать консультации учителям во внеурочное время при подготовке к урокам, также важно установить на рабочие (а желательно и на домашние) компьютеры учителей необходимое программное обеспечение, чтобы при удобном случае учителя могли с ним поработать.

 Видится необходимым:

  • разъяснять не только функциональные возможности интерактивной доски, но и выгоды (как для образовательного процесса, так и для самого учителя) от их использования;

  • организовать техническое и консультационно-методическое сопровождение учителей по подготовке уроков с применением интерактивной доски (особенно на начальной стадии);

  • по возможности предложить шаблоны по созданию ресурсов для интерактивной доски, которые позволяют экономить время;

  • предусмотреть в плане работы посещение учителями, администрацией уроков с использованием интерактивных досок;

  • провести мониторинг по использованию имеющихся в образовательном учреждении интерактивных досок в течение года и дать сравнительный анализ по произошедшим изменениям, продемонстрировать, какие появились эффекты;

  • создать условия для формирования банка ресурсов для интерактивной доски (например, на сайте образовательного учреждения, поощрять обмен ресурсами в открытых сетевых педагогических сообществах).

Для поддержки учителей, работающих с интерактивным оборудованием, существует множество англоязычных и русскоязычных сетевых сообществ учителей, в которых поднимаются вопросы использования интерактивного оборудования, осуществляется обмен ресурсами, созданными учителями (например, Сеть творческих учителей http://it-n.ru, Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» http://www.openclass.ru, Сообщество учителей — пользователей интерактивной доски Promethean Planet www.prometheanplanet.ru). Нужно информировать об этом учителей.

В заключение, зафиксируем, что барьеры во внедрении интерактивных досок в учебный процесс присутствуют, но при организации деятельности по поддержке педагогов, использующих интерактивное оборудование, часть проблем может быть решена.


© Журнал руководителя управления образованием № 1, 2011.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.