Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Распределённое знание  как осознанная необходимость»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Распределённое знание как осознанная необходимость»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №5 2011 г.
Рубрика материала: Методическая служба
Авторы: Шелепаева Альбина Хатмулловна

Файлы материала:
 doc  скачать → (56320 байт)


   

 

Распределённое знание как осознанная необходимость

Шелепаева Альбина Хатмулловна,
кандидат педагогических наук, магистр образования,
доцент кафедры ИТ в бизнесе НИУ ВШЭ — Пермь

Вот придёт тётя-врач…

В статье «Открывать и усложнять» Константин Михайлович Ушаков поднял злободневную тему, что развитие системы (причём любой) возможно лишь при условии её открытости. Мне бы хотелось продолжить эту тему и описать ситуацию другими словами, опираясь на несколько иные закономерности. Поговорим об информации и о способах её предъявления.

«Журнал руководителя управления образованием», № 1, 2011.

На всю жизнь я запомнила случай со своим сыном. Когда старшему сыну было три года, я вдруг обнаружила, что потеряла свой авторитет как человека знающего и что-то могущего. Стала анализировать, что я сделала не так, в какой момент времени и из-за каких причин это произошло. Оказалось, что когда он заболевал, я всегда говорила ему: «Вот придёт тётя-врач, скажет, что надо делать, и мы с тобой начнём лечиться». И во время очередной простуды я предложила какие-то варианты облегчения состояния, мой малыш резонно заявил, что придёт тётя-врач и будем делать то, что она скажет. Фактически я своими словами спровоцировала ситуацию потери собственного авторитета, хотя помыслы были что ни на есть самые благостные.

Такая ситуация повторяется и в системе образования, когда администрация школы и представители управлений образования, неправильно воспользовавшись информацией, теряют авторитет и соответственно контроль за происходящими процессами. И причина всему — это неправильное представление об информации и её способах функционирования в социальной системе.

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…», — сказал поэт Ф. Тютчев. Оставим лирические вздохи за поэтами и попытаемся понять, что же происходит в школе как системе при организации информационного взаимодействия. Картинка достаточно сложная, потому что субъектов взаимодействия достаточно много. Рассмотрим их по отдельности и во взаимодействии.


Орган управления образования — школа

Внешнее информационное воздействие осуществляется с помощью слов, инструкций, приказов. Фактически управление образования выполняет функции промежуточного звена между структурами регионального и муниципального уровней, через которые пропускаются внешние информационные потоки.

Что при этом чаще всего происходит? Фильтрация данных. Конечно, я не говорю о тех данных, которые касаются непосредственно самих управлений, но часто информация, которая нужна школам до них не доходит или доходит поздно и в искажённом виде.

Например: команда под руководством В.Д. Шадрикова разработала «Методику оценки уровня квалификации педагогических работников». Министерство образования сработало в этой ситуации достаточно оперативно, методика была представлена на научном семинаре весной 2010 года, а осенью уже была осуществлена рассылка в регионы, а оттуда в муниципальные системы управления образованием. Не во всех территориях Пермского края управления образования передали методические материалы в школы, а ведь материалы касаются именно учителей.

Если раньше школы, находясь в неведении, особо и не переживали, то сейчас информационное наполнение достаточное, они могут самостоятельно просматривать документы любого уровня. И нормальная реакция в отношении структур, обеспечивающих информацией, — это раздражение, возмущение и… Но активных действий обычно не осуществляется ввиду инертности как самой системы, так и её составляющих.

Избитая фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» в современном контексте приобретает совершенно иной смысл. При ограничении доступа к публичным данным административная команда вызывает недоверие и агрессию со стороны подчинённых. При наличии данных с избыточным информационным потенциалом и при отсутствии адекватных способов их обработки происходит потеря ориентации в информационном поле.

Человек, обладающий информацией, уже не владеет ни миром, ни реальной ситуацией.

В своё время я работала в методическом центре управления образования и, наблюдая за стенаниями специалистов по поводу информационной перегрузки, решила сделать доброе дело. Подготовила циклограмму, в которой систематизировала все информационные потоки, внешние и внутренние, по срокам их выполнения и занятости специалистов.

По этой циклограмме было видно, какие данные необходимы, в какие сроки они собираются, соответственно была видна и степень загрузки по работе с данными каждого специалиста. Помощь была отвергнута, циклограмма для систематизации работы не была принята. А данные продолжают собирать, причём одни и те же, но в разных форматах. Сначала их надо выстроить по горизонтали, затем по диагонали. А коэффициент полезного труда равен нулю.


Школа — педагоги

Продолжаем наше путешествие. Информация чудесным образом дошла до школы, первыми с ней знакомятся представители администрации школы. Происходит очередная фильтрация, на этом уровне уже решают, что учителя должны знать, что не должны. Возьмём вариант, когда информация должна быть доведена до учителей, но и здесь не всё так просто.

Администрация школы, скрупулезно изучив материалы и обсудив их в своей команде, вывешивает информационные листовки (назовём их условно так, ибо всё, что висит на стендах в учительской, не поддаётся чёткой классификации) в надежде, что учителя, прочитав, озаботятся теми же проблемами, что и они. Дополнительно информация будет ещё озвучена и на оперативках.

Итак, информация выдана всеми возможными способами, ожидаем результата. А результата нет, и это нормальная реакция, для меня, по крайней мере.

Человеческое восприятие — удивительная штука, которая живёт по своим, никем не учтённым правилам. Конечно, многие занимаются проблемами человека, общества, природы, но попытки описать всё в комплексе претерпевают неудачу. Изучать отдельные элементы системы проще, нежели попытаться найти закономерности функционирования системы. Не претендуя на полноту описания проблем восприятия, попытаемся увидеть закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы.


Что же такое информация

Когда задаёшь вопрос, что отличает человека от животного, то сразу получаешь ответ: «Умение работать с информацией». А умеем ли и мы?

Сначала определимся, что будем понимать под информацией. Нужно сразу оговориться, что, используя понятие «информация» выше по тексту, сделала я это очень некорректно, ибо речь шла о других информационных объектах.

Существует объективная действительность, которая описана в знаковой системе и может быть представлена в тексте и в речи человека. Использование знаковой системы является результатом договорённости между людьми, что неким определённым набором символом мы будем обозначать определённый предмет. То есть обозначение «дом», могло означать всё что угодно, но исторически сложилось, что этим словом мы называем место проживания людей.

Любой объект обладает некоторым количеством свойств, не зависящих от наших чувств и способов восприятия. Тучка за окном для меня ничего не значит, существует как один из признаков (свойств) окружающей меня природы при условии, что я собираюсь сидеть дома. В ситуации, когда я собираюсь на прогулку, данная тучка уже становится для меня источником информации. Начинаю понимать, что нужно взять зонтик. Тучка уже приобретает смысл для меня, возникает информационное взаимодействие. Хочу обратить внимание, что я извлекаю смысл из объекта.

Информация есть смысл, извлекаемый из окружающей действительности.

Для информационного взаимодействия необходимы два объекта — источник и приёмник информации. Источником информации может быть что угодно: сводка новостей, предметы быта, собеседник, книга и т.д. Формализованные информационные объекты, зафиксированные на определённом носителе и пригодные для хранения, передачи и обработки, называют данными. В устах собеседника они становятся для нас сообщением. После восприятия, оСМЫСЛения и обработки данных они переходят в категорию внутренних знаний. Фактически информацией является нечто, полученное в результате преобразования данных в знания, и здесь мы никак не можем поставить знак равенства.

Любые объекты обладают потенциальной информацией, поэтому мы смело можем называть их информационными объектами. Смысл мы начинаем извлекать лишь в том случае, когда данные:

  • эмоционально окрашены;

  • личностно значимы;

  • встраиваются в информационную структуру имеющихся знаний человека.

Во всех остальных случаях сообщения (данные) являются информационным шумом, фоном протекания иных информационных процессов. Посмотрим, как происходит информационное взаимодействие между двумя субъектами.

При обмене данными между источником и приёмником информации не происходит симметричного обмена. Строго говоря, конкретной передачи между источником и приёмником информации нет, передаются знаки (В.М. Солнцев), в приёмнике информации возникает не переданная информация, а аналогичная (в случае адекватной интерпретации знака) мысль.

Информация не передаётся, а лишь резонансно возбуждается. Мы очень часто используем фразу, что «каждый понимает в меру своей испорченности». Фактически это упрощённое представление о происходящих информационных процессах в аппарате мышления человека.

Мало сообщить или передать данные, необходимы осмысление и принятие собеседником того, что озвучивает другой объект коммуникации. Перестройка индивидуального тезауруса возможна, лишь когда поступающий сигнал извне будет узнан системой и будет в некоторой степени новым для данного тезауруса, что влечёт за собой изменение, перестройку тезауруса, становясь при этом внутренним знанием субъекта.

Нет правильного или неправильного знания, есть знания, соответствующие данному уровню развития.

Если принять эту фразу за аксиому, то снимаются многие проблемы взаимодействия. Только в этом случае можем создать условия в коллективе для развития и эффективного использования распределённого знания.


Распределённое знание

Исторически сложилось, что под понятием «знания» понимаем и единичное, сформированное в аппарате мышления конкретного человека, и общее — обособленное от человека и зафиксированное на каком-либо носителе. И используется разграничение внутреннего и внешнего знания. Дальше будем вести разговор именно о внутреннем знании.

Вне зависимости от количества прочитанных книг, наличия степеней и званий, знания отдельного человека ограничены возможностями: природными, умственными, временными и т.д.

Времена «великих одиночек» прошли, наступает эра командной работы, когда каждый вносит свой посильный вклад в общее дело. Возникают новые требования к компетенциям управленца: это умение создать такие условия работы для коллектива, когда совокупность знаний, компетенций, интуиции отдельных субъектов формирует распределённое знание учреждения. Этот системный эффект сейчас более востребован, нежели уникальность отдельного человека.

Для того чтобы быть адекватным в современном мире, необходимо использовать такой ресурс, как распределённое знание. Современный человек не может уже обладать всеми необходимыми знаниями для управления сложными системами, к коим относится и школа. Поняв и признав собственную ограниченность в познаниях, нужно принять как факт, что только в случае создания эффективной команды, не только управленческой, но и педагогической, можно развивать систему, или «эволюционировать» — в терминах К.М. Ушакова.

Информация есть смысл, извлекаемый из окружающей действительности. Распределённое знание — это совокупность знаний и компетенций отдельных представителей коллектива, признаваемая как ценность и ресурс для формирования интеллектуального капитала учреждения.

Необходимо только научиться грамотно распоряжаться данным ресурсом.


А награждать кого будем?

В свое время, будучи руководителем районного методического объединения учителей информатики, я предложила организовать на уровне города клуб для одарённых детей и готовить их к олимпиадам.

Мы просто физически не успевали прорабатывать все типы олимпиадных задач, тем более ради одного-двух человек на параллели делать это особо не хотелось. Идея была такая, что собираем всех ребят, желающих углублённо заниматься программированием, каждый учитель разбирает основательно по одной теме.

Затем в течение года все по очереди работаем с этими детьми. В условиях малого города такая организация была самая оптимальная, причём управление образования было готово оплатить работу. Так и не получилось воплотить в жизнь эту идею по одной простой причине, которая звучала так: «А кому достанутся лавры за результаты труда, когда кто-нибудь из ребят покажет результат?»


© Журнал руководителя управления образованием № 5, 2011.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.