Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Настоящие инновации — в образование!»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Настоящие инновации — в образование!»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №1 2012 г.
Рубрика материала: Образовательная политика
Авторы: Шиляев Александр Александрович

Файлы материала:
 pdf  скачать → (169538 байт)
 doc  скачать → (176128 байт)


   

 

Сапожник без сапог — говорит известная пословица, а та сфера человеческой деятельности, которая обеспечивает готовность людей к дальнейшему прогрессу в любой области, о которой бы ни шла речь, сама оказывается в крайне стесненном положении в части снабжения себя наиболее плодовитым на идеи и творческим человеческим капиталом. Речь, как вы, наверное, догадались, идет об образовании. Удивительно, насколько данному институту удается сохранять свою косность и консервативность. Но ситуация меняется — ведь в условиях, когда весь мир поражен инновационной лихорадкой, образованию вряд ли удавалось бы долго сохранять свой иммунитет.

Вы думаете, что инновации — это нанопалочки с нанотрубочками, что это короткоживущие радиоизотопы, позволяющие обнаружить даже несколько раковых клеток в любой части организма, а вместе с этим и безумные инвестиции? Да, и это тоже, но не всегда. Часто мышление, не стесненное стереотипами и предрассудками, попытки найти собственные ответы на вопросы, которые уже для всех остальных кажутся решенными раз и навсегда, дают впечатляющие результаты, причём при минимуме затрат. Предлагаю вашему вниманию три короткие истории из этой серии.

История первая

Вы помните уроки истории в школе? Нравились? Когда всё её изучение сводилось к запоминанию дат и имен, которые преподаватель даже не утруждал себя, чтобы связать хоть какой-то логикой. Потому что сам не знал, как это сделать, потому что в вузе его тоже этому не учили. Считаете, что так и должно продолжаться, считаете, что по-другому нельзя? Ошибаетесь.

Глава правительства Путин Владимир Владимирович как-то посетовал, что, оказавшись в Германии, совершенно не мог поначалу общаться с немцами на их языке, несмотря на то, что изучал его в школе, в университете, а потом и в академии КГБ. То же самое выяснил для себя Санджой Махаджан. Только в его случае это был французский язык, который он изучал на протяжении пяти лет, и школа была не советская, а американская. Кто мог (в школе) подумать, что французский язык когда-нибудь понадобится в жизни мистеру Махаджану? Но он понадобился. Соответственно возникла необходимость изучать его снова и теперь уже самостоятельно.

Для самостоятельного изучения французского языка Махаджан выбрал курс, разработанный компанией Assimil. Каждый урок состоял из диалога (в виде текста и аудиозаписи) с идиоматическими выражениями, который сначала, используя фонетические ключи, обучающийся прочитывал вслух, а затем, слушая этот текст в записи, повторял его предложение за предложением. Каждый получасовой урок заканчивался коротким 2-минутным тестом, который подразумевал подстановку пропущенных слов, используя набор слов, встретившихся в пройденном диалоге. Курс был рассчитан на ежедневные занятия, его общая длительность составляла 3 месяца.

По прошествии этого времени, прилетев во Францию, Махаджан мог без особого труда общаться со случайными людьми. При записи на 4-недельные языковые курсы (уже во Франции) по результатам теста ему было предложено выбрать группу промежуточного или продвинутого уровня.

Будучи по образованию физиком и математиком, м-р Махаджан быстро подсчитал, что, потратив на самостоятельное изучение языка всего 1/20 времени, потраченного на те же цели в школе, он приобрел намного больше знаний. Полученный опыт дал ему множество идей относительно того, почему обучение другим предметам, особенно научным дисциплинам и математике, часто оказывается столь непродуктивным и что можно и нужно сделать, чтобы улучшить образовательный процесс.

М-р Махаджан выделил те свойственные курсу для самообучения особенности,  которые могут быть использованы для совершенствования методики преподавания многих предметов и которых так недостаёт большинству школьных курсов:

1. Активность.

Позвольте учащимся общаться друг с другом как можно больше, а не просто слушать учителя и копировать в тетради всё, что он пишет на доске.

2. Ежедневная практика.

Школьные занятия по многим предметам проводятся всего лишь 1–2 раза в неделю.

3. Отсутствие боязни ошибиться.

Традиционно в школах за ошибки наказывают, что не стимулирует у учащихся интерес к предмету и к активному участию.

4. Индуктивное обучение в противоположность дедуктивному.

Используйте живые частные примеры, чтобы продемонстрировать действие тех или иных правил вместо того, чтобы ограничиться сухим заучиванием и повторением тех или иных правил и форм.

5. Идиоматичность.

Кто не помнит из школьных уроков фраз вроде «эта ручка зеленая, а карандаш красный», «мой папа — доктор, а мама — доктор тоже», и кто слышал, чтобы в реальной жизни носители языка говорили так же коряво?

6. Удовольствие.

Учащиеся должны получать удовольствие от процесса, занятия должны быть увлекательными, а не нудными и скучными.

Сам Санджой Махаджан, читающий лекции по физике и математике в ведущих университетах мира, в полной мере использует все эти принципы в своих курсах. Поэтому для его студентов не составляет особого труда объяснить, почему бутерброд падает маслом вниз (по замечанию самого лектора, вовсе не потому, что сторона, на которую намазано масло, тяжелее другой), и эффективнее ли автомобиля использует топливо Boeing-747 или нет.

История вторая

Скольrо лет уже ИКТ и Интернет проникают в образовательные процессы, но только сейчас, похоже, появились основания называть происходящие изменения революционными. Правда, и в данном случае при ближайшем рассмотрении заслуга в этом принадлежит не столько Интернету и не компьютерным технологиям, сколько людям, поставившим под сомнение безальтернативность сложившейся практики, когда на занятиях преподаватель объясняет предмет — далеко не всегда интересно и доходчиво, — а дома учащиеся вынуждены своей головой доходить, как изложенную на уроке теорию приложить к практике.

Ученики и учителя школы Egan Junior High, что в Лос-Альтосе (Калифорния), делают все ровным счетом наоборот. Теперь лекции они смотрят и слушают дома на компьютере, а на занятиях в школе решают задачи и делают упражнения. И все это посредством и благодаря сайту KhanAcademy.org и его основателю мистеру Салману Хану.

Точно так же преподаватель, зайдя на этот сайт и подключившись к своей панели управления, может видеть в режиме онлайн, над каким заданием сейчас трудится каждый из его учеников, насколько успешно он справляется с заданием, какие лекции он уже успел просмотреть. Заметив, что кто-то из учеников «плывет», преподаватель, не отвлекая внимания остальных, подходит к нему и помогает разобраться с предметом.

Сам Хан называет такой подход переворотом (the flip). И хотя пока только горстка классов в данном районе пробует этот метод, множество других школ как государственных, так и частных выказывают неподдельный интерес.

Это, в свою очередь, послужило гарантией того, что более чем 2400 лекций и других материалов, размещенных сейчас на сайте, и впредь будут в свободном доступе.

Филантропы же вроде Билла Гейтса настолько прониклись и поверили в идею Хана, что предоставили ему финансирование.

Сайтов, предлагающих видео- и аудиоматериалы в режиме онлайн, с каждым днем становится всё больше, так что в этом KhanAcademy.org вряд ли может похвастаться новизной. В чем же тогда преимущества данного ресурса?

Исследования показывают, что роль лекций в процессе обучения довольно скромная, так как материал лучше усваивается, если сам процесс подразумевает активное и непосредственное участие обучаемого в поиске верных ответов. Именно в расчете на это и создан сайт KhanAcademy.org: он позволяет индивидуализировать обучение, сделать его интерактивным и весёлым. Не секрет, что у такого подхода есть как сторонники, так и противники, но все же значительная часть как самих учителей, так и исследователей и бизнесменов-благотворителей склонны видеть за ним будущее.

История третья

Обязательно ли учителем может быть только дипломированный специалист? Всегда ли лучший учитель — это именно учитель? Если вы полагаете, что это так, то ваши взгляды диаметрально противоположны взглядам основателей первой вольной школы (free school) в Англии — Phoenix Free School в Большом Манчестере.

Вольные школы являются новацией в системе английского образования, возможность их создания появилась только в июле 2010 года с выходом соответствующего закона. Основное отличие Phoenix School от всех прочих (в т.ч. и других вольных школ) будет заключаться в том, что преподаванием там будут заниматься не привычные и обычные учителя, а отставные военные. Более того, у этих военных даже не будет специальной педагогической подготовки, что вызывает бурю негодования среди многочисленных консерваторов (не в смысле партийной принадлежности) от образования. Но защитники идеи свободных школ, в числе которых и новый министр образования Майкл Гоув, полны надежд. Тем более что идея принадлежит совсем не англичанам. В США более 18 лет действует совместный проект «Troops to Teachers» министерств образования и обороны.

Основатели Phoenix School считают, что армейская дисциплина, которая совсем не ограничивается муштрой на плацу и, по сути, является гораздо более широким понятием, это то, чего недостает нынешним учащимся школ. Отсутствие навыков самоорганизации и социализации, готовности и умения общаться со сверстниками, принадлежащим к разным социальным группам и религиозным конфессиям, боязнь будущего — все эти факторы приводят к тому, что молодежь выходит на улицы и протестные настроения принимают форму демонстраций, поджогов и погромов.

К сожалению, Англия XXI века хорошо знакома с подобными формами самоутверждения. Очевидно, что в первую очередь это относится к учащимся, принадлежащим к наименее обеспеченным слоям населения, проживающим в бедных районах старого города, где трудно найти работу, где высок уровень преступности. По мнению авторов идеи, опыт бывших военных может оказаться незаменимым в работе с таким «контингентом». По крайней мере, опыт коллег из США убеждает их в этом.

Если опыт вольных школ окажется успешным, его планируют распространить и на другие территории Соединенного Королевства. В сокращающемся образовательном бюджете государства средства для этого запланированы.

Снижение качества образования, наблюдающееся во многих странах на протяжении нескольких последних десятилетий, для многих из них стало уже едва ли не хроническим заболеванием в нынешнем столетии. Серьезность данной проблемы заставляет правительства сделать её преодоление одной из первоочередных мер. Но масштабные меры, принимаемые правительствами на национальном уровне, часто оказываются безрезультатными, и чем масштабнее меры, тем масштабнее и последствия. Тем более что никто a priori не может гарантировать успех даже самой амбициозной и продуманной программе.

Нас ждет новый поворот — отход от попыток реализовать идею сразу на национальном уровне, а дать ей развиться и доказать свою действенность в рамках одной школы или города.

В cвою очередь, это требует предоставления большего уровня свободы всем заинтересованным сторонам — учителям, родителям, общественным организациям, предпринимателям, общинам и т.д. и всяческого содействия и укрепления духа предпринимательства также и в образовательной сфере.

Наши сегодняшние истории, а также и многие другие показывают, что у кого-то это получается, что пробовать имеет смысл. Значит, возможно, у руководства системой образования созреет понимание, что централизованное управление далеко не лучшая форма применительно к процессам, которые во многом требуют творческого подхода. Иначе не так далек тот день, когда без квалифицированных кадров останется вся страна.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.