Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Модель обеспечения качества  профобразования Австралии»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Модель обеспечения качества профобразования Австралии»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №2 2012 г.
Рубрика материала: Оценка качества
Авторы: Волкова Ирина Евгеньевна, Иванов Станислав Сергеевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (209183 байт)
 doc  скачать → (316957 байт)


   

 

Факторы, влияющие на систему профтехобразования

Факторы, влияющие на характер систем профтехобразования, включают степень, с которой оно «вклинивается» в школьный сектор, существование и мощность системы ученичества и взаимоотношения между профтехобразованием и высшим образованием.

Австралийская система профтехобразования характеризуется: — высокой степенью интеграции и разделения с сектором высшего образования; — наличием национального набора квалификаций, основанных на стандартах; — наличием интегрированной системы ученичества и общих правил регистрации и обеспечения качества.

Австралия была первой среди стран, стимулировавших частных провайдеров профтехобразования, а развитие национальной структуры качества подготовки шло параллельно и дополняло это развитие.

По мнению международных экспертов, австралийская система одна из самых консолидированных в мире национальных систем профтехобразования.

Стратегии обеспечения качества профтехобразования в Австралии

Деятельность структур аккредитации (называемых в Австралии также структурами признания) в секторе профтехобразования основана не на детальной программной аккредитации, а на процессе регистрации провайдеров обучения, способных обеспечить услуги, соответствующие определённым критериям качества. Квалификации, присуждаемые провайдерами, признаются другими зарегистрированными провайдерами после получения регистрации

Зарегистрированные образовательные организации могут включать учебные заведения технического и дальнейшего образования, агентства, оценивающие компетенции, полученные неформально (признание предшествующего обучения), обучающие компании, промышленные организации и рабочие места.

На различных этапах процесса обучения создан ряд «контрольных точек», которые применяются к: стандартам компетенций, руководству по оценке, процессам регистрации, образовательным организациям, службам признания умений, программам обучения и ученичества.

Три всеобъемлющие стратегии обеспечения качества профессионально-технического образования и подготовки Австралии

Австралийская структура квалификаций (AQF), определяющая результаты всех национально признанных типов квалификаций послеобязательного образования

Австралийская структура качества подготовки (AQTF)

«Образовательные пакеты» — наборы национально подтвержденных стандартов и квалификаций, используемые для признания и оценки умений и знаний, которые необходимы для эффективной деятельности на рабочем месте

Австралийская структура квалификаций (AQF)

AQF была официально введена Министерским советом по образованию, занятости, подготовке и делам молодёжи в 1995 г. Базу AQF составляют дескрипторы квалификаций. Они служат основой разработки и аккредитации квалификаций в трех секторах:

— послеобязательного среднего образования,

— профессионально-технического образования и подготовки,

— высшего образования.

Каждый из них имеет свой собственный набор процессов обеспечения качества квалификаций, которые являются составной частью в AQF. Квалификации варьируются от сертификата I до докторской степени. AQF также играет важную роль в обеспечении платформы для кросс-секторальных соглашений.

Структура и системы обеспечения качества

В Австралии существует набор стандартов на процессы обеспечения качества. Гарантию качества осуществления услуг зарегистрированными организациями обеспечивают аудит (который контролируют органы управления образованием штатов и территорий и представители промышленности) и самоанализ качества своей деятельности, осуществляемый зарегистрированными организациями.

Обеспечение качества преследует самые разнообразные цели, включая честность
и финансовую ответственность, здоровье и обязанность соблюдать осторожность, защиту пользователей, повышение качества и эффективности системы, а также качество «продукции» профтехобразования, провайдеров и систем.

В самом общем виде механизмы обеспечения качества можно разделить на две группы: механизмы «входа» и механизмы «выхода». Первые обеспечивают качество провайдеров подготовки кадров и реализуемых ими программ, вторые концентрируются на качестве «продукции» обучения.

В широком смысле логически последовательная и эффективная система обеспечения качества профтехобразования требует:

— ясности и консенсуса в отношении местоположения полномочий по обеспечению качества (полномочия могут находиться у промышленности или профессиональных сообществ, правительства, провайдеров профтехобразования, международных агентств по обеспечению качества и присуждению квалификаций),

— интегрированных механизмов обеспечения требуемого уровня качества (установление стандартов и аккредитации программ и квалификаций профтехобразования, регистрация (аккредитацию) провайдера, процессы присуждения квалификаций, включая системы оценки, аудит и инспекция провайдеров, оценку качества программ и квалификаций и их обеспечение),

— разделения функций (существует очевидный процесс и преимущества неподкупности при разделении аудита и регулирующих функций).

Механизмы обеспечения качества

Механизмы «входа»

Механизмы «выхода»

Инструменты, гарантирующие релевантность, логическую последовательность и стандарты квалификаций и программ профтехобразования (это достигаются через аккредитацию программ подготовки и квалификации)

Инструменты, гарантирующие логическую последовательность, прозрачность стандартов в системе профтехобразования, их корреляцию с другими стандартами (это обычно достигается через обеспечение интегрированных стандартов, ведение реестров квалификаций, обеспечение условий, гарантирующих, что провайдеры могут выполнить стандарт)

Рыночные и финансовые инструменты (прямое финансирование, конкурентные торги, инвестиции работодателей, выбирающих провайдеров и программы обучения, ваучеры на обучение или учебные счета учащихся)

Контроль присуждения квалификаций (прямой контроль за оценкой и присуждением квалификаций, включая использование тестов и экзаменов, аккредитация провайдеров, инструменты регулирования оценки, оценочные аудиты)

Оценки и другие инструменты, гарантирующие качество программ и квалификаций профтехобразования (например, опросы удовлетворённости студентов, пользователей или представителей работодателя, другие механизмы для апелляции участников и жалоб клиентов)

Австралийская структура качества подготовки (Australian Quality Training Framework — AQTF)

Первая версия AQTF была введена в 2001 г., а действующая сейчас версия структуры была введена в июле 2007 г. AQTF представляет собой набор национальных стандартов, который обеспечивает национальную логически последовательную подготовку и систему оценки австралийской системы профтехобразования как в самой Австралии, так и за рубежом.

При разработке версии 2001 г. был проведён сравнительный анализ опыта оценки профтехобразования Канады, Германии, Новой Зеландии, Cингапура и Великобритании, в 2007 г. за основу была взята Европейская эталонная структура обеспечения качества профессионально-технического образования и подготовки (European quality assurance reference framework for vocational education and training — EQARF), разработанная в рамках Копенгагенского процесса.

Анализ структур обеспечения качества

В Австралии сильный акцент делается на стандарты для органов аккредитации и регулирования. Органы регистрации штатов
и территорий занимаются регистрацией учебных заведений, а также обеспечением качества обучения и услуг по оценке, которые они обеспечивают в соответствии с AQTF 2007 и законодательством. Стандарты и руководящие принципы обеспечивают национальную операционную структуру.

В AQTF 2007 перечислены требования и для регистрации, и для аккредитации курсов в ряде документов, которые публично доступны. К ним относятся:

— cтандарты для органов регистрации штатов и территорий (которые включают три стандарта, показатели качества [логическая последовательность, эффективность, восприимчивость и прозрачность] и операционные протоколы),

— стандарты для органов аккредитации штатов и территорий,

— национальные директивы для управления рисками, регулирования аудита, принятия мер при несоблюдении стандартов привлечения регуляторов из промышленности,

— ряд других документов.

Аккредитационные органы штатов и территорий занимаются аккредитацией курсов, на которые не распространяется процесс подтверждения через «образовательный пакет». Эти органы должны отвечать требованиям Стандартов для органов регистрации штатов и территорий AQTF 2007.

Обеспечение качества провайдеров

В австралийском обеспечении качества выделяется три регулирующих элемента — аккредитация, присуждение квалификаций и аудит провайдеров.

Аккредитация может осуществляться одним или несколькими агентствами, включая само-аккредитацию провайдеров. В некоторых национальных структурах квалификаций аккредитация большинства групп квалификаций объединена в одном агентстве по квалификациям. В других национальных структурах квалификаций функции аккредитации распределены между многочисленными агентствами и провайдерами.

Присуждение квалификаций может осуществляться самыми разнообразными путями. В некоторых странах централизованные агентства присуждают группы квалификаций, а в некоторых странах — присуждение остаётся обязанностью различных присуждающих органов и провайдеров. Нет ни одной страны, где все квалификации присуждаются единственным центральным агентством.

Аудит провайдеров обычно включает контроль качества обучения и оценку. Он также может осуществляться в центральном агентстве квалификаций или распределяться среди нескольких агентств. В тех случаях, когда эти функции распределены, структуры квалификаций могут использоваться как инструменты бенчмаркинга для стандартов, которых нужно достигнуть в обеспечении качества. Однако этот подход не умаляет достоинства других различных регулирующих функций.

Учебные заведения

Учебные заведения должны выполнять существенные стандарты (Существенные стандарты для регистрации AQTF 2007) для того, чтобы обеспечивать и оценивать национально признанное образование и присуждать национально признанные квалификации.

Существенные стандарты включают три стандарта (требования для зарегистрированных учебных заведений по сбору информации
об их достижениях по трём показателям качества) и девять условий регистрации.

Стандарты делают сильный акцент на:

— систематический подход к обеспечению качественного обучения и оценки,

— строгое соблюдение принципов доступа и справедливости и максимизация результатов клиентов,

—устойчивые и восприимчивые системы управления.

Эти стандарты включают минимальные квалификации для преподавателей, мастеров производственного обучения и оценщиков, качество подготовки и оценки, ресурсы и оборудование, информацию, обеспечиваемую предполагаемым студентам, поддержку студентам, оперативный учёт и системы менеджмента качества.

Девять условий регистрации касаются:

— управления,

— взаимодействия с органами регистрации,

— соответствия законодательству,

— страхования,

— финансового менеджмента,

— сертификации и присуждения квалификаций, а также достижений,

— признания квалификаций, присуждённых другими зарегистрированными учебными заведениями,

— точности и целостности маркетинга,

— ухода от устаревших квалификаций и курсов.

Подход к обеспечению качества

Что касается органов регистрации, то их подход к обеспечению качества основан на модели внешнего аудита, управляемого самим органом регистрации. Однако для рационализации регулирования и облегчения бремени по регулированию осуществляется оценка рисков деятельности зарегистрированных учебных заведений в форме процесса регистрации и аудита.

Аудит представляет собой стратегию текущего контроля соответствия. В Австралии процессы и функции аудита рассматриваются в документах Австралийской структуры качества подготовки (AQTF).

В одном из них — справочнике по аудиту — описывается процесс аудита и национальные руководящие принципы для управления рисками, которые определяют подход к оценке риска и управлению учебной организацией. Существенные стандарты для регистрации формируют основу аудита. Эти стандарты перемещаются от простого соответствия и аналитического набора стандартов в сторону холистического подхода, сосредоточенного на постоянном совершенствовании. Однако этот подход постоянного совершенствования развёртывается в рамках регулирующей структуры, и такая ситуация вызывает напряженность.

Зарегистрированные учебные заведения с низкими рисками и высокими результатами выполнения стандартов подвергаются облегченной оценке со стороны органов регистрации.

Аудиты проводятся в случае обращения за регистрацией и один раз для перерегистрации, один раз в течение пятилетнего периода регистрации и для расширения сферы деятельности (списка курсов). Таким образом, аудиты проводятся систематически, сосредотачиваются на результатах, носят гибкий характер и нацелены на непрерывное совершенствование организаций. Отчеты об аудитах не публикуются.

Акцент на непрерывное совершенствование

Аудит проводится таким образом, чтобы зарегистрированное учебное заведение смогло продемонстрировать соблюдение стандартов, чтобы были выявлены сильные стороны и определены возможности учебного заведения по повышению качества образования, оценки и услуг. Также учебное заведение должно обеспечить обратную связь по результатам аудита, которая направлена, помимо всего прочего, на непрерывное совершенствование самой практики аудита.

Аудитор может признать возможности для совершенствования, которые помогут учебному заведению лучше удовлетворить потребности клиентов или решить определённые проблемы. В функции аудиторов не входит консультирование; они скорее выявляют проблемы и возможности. Однако учебным заведениям может быть предоставлена информация о ресурсах, которые могут помочь повысить качество результатов.

От аудиторов также требуется рефлексия и меры по совершенствованию практики аудита. Осуществляется сбор данных об их деятельности с целью определения возможностей для улучшения проведения аудитов. Также с этой целью учебным заведениям предоставляется возможность обеспечить официальную обратную связь о процессе аудита.

На основании проведенного анализа можно утверждать, что в Австралии разработаны эффективные стратегии, обеспечивающие качество профессионально-технического образования, прогнозирование развития квалификаций и признание их в мире.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.