Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Учитель и новая система оплаты труда»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Учитель и новая система оплаты труда»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №4 2012 г.
Рубрика материала: Экономика и право
Авторы: Хван Андриан Андрианович

Файлы материала:
 pdf  скачать → (249701 байт)
 doc  скачать → (1438986 байт)


   

 

Несколько цифр вначале

Как известно, одним из направлений модернизации образования стало введение новой системы оплаты труда (НСОТ) педагогов. В январе 2012 года Департамент регионального развития Минобрнауки сообщил интернет-изданию «Завуч. Инфо», что «среднемесячная заработная плата учителей в ноябре 2011 года:

  • в 57 регионах Российской Федерации превысила среднемесячную заработную плату работников в целом по экономике;
  • в 1 регионе достигла заработной платы по экономике;
  • в 24 регионах среднемесячная заработная плата учителей за ноябрь 2011 года увеличилась не менее чем на 30% по сравнению с I кварталом 2011 года».

В рамках НСОТ сложились три модели оплаты труда:

  • «Базовый оклад» (47 регионов);
  • «Всё включено» (11 регионов);
  • «Ученико-час» (25 регионов).

Первые две модели, по которым работают 58 регионов России, базируются на исходной ставке учителя высшей категории с нагрузкой 18 часов в неделю (4500 рублей). Третья модель также исходит из этой нагрузки как базовой, но учитывает её в опосредованной форме.

Добавим, что в дальнейшем зарплата учителей продолжала расти (данные портала «Модернизация региональных систем общего образования» http://мрсо.рф).

Откуда резервы?

Возникает естественный вопрос: как и за счёт чего повышается зарплата учителя и как он при этом себя чувствует? Попробуем ответить на этот вопрос.

Этот момент неминуемо должен отрицательно сказаться на самочувствии (степени утомления) педагогов.

Мы полагаем, что увеличение зарплаты произошло за счёт увеличения трудовых нагрузок.

В связи с изложенным скажем, что в задачи настоящей работы входило изучение бюджета рабочего времени как показателя трудовых нагрузок, особенностей формирования зарплаты и специфики утомления педагогов различных типов школ. Использовались интервью, анкетирование и ранее стандартизированные на выборке учителей опросники диагностики утомления А.Б. Леоновой.

Увеличение заработной платы с исходных 3500–7000 рублей до 20 700 рублей (Кемеровская область), 28 352 рублей (Свердловская область), 19 218 рублей (Новосибирская область) и т.д. происходит за счёт оплаты дополнительных видов и условий труда (данные на декабрь 2011года по материалам сайта мрсо.рф)

Как и за что платят учителю?

Рассмотрим структуру заработной платы педагогов Кемеровской области на примере школ г. Новокузнецка и Междуреченска (рис. 1).

1. Базовая часть (оклад по нагрузке 18 часов)

2. Компенсационные выплаты (классное руководство, проверка тетрадей и т.д.)

3. Стимулирующая часть до 30% ФЗП (достижения учеников, достижения учителя)

Рис. 1. Структура заработной платы по НСОТ в Кемеровской области

В данной модели НСОТ существуют два источника повышения заработной платы.

  1. Первый (довольно неустойчивый!) — это стимулирующая часть. Речь идёт о повышении финансово поощряемой активности: участие в конкурсах, конференциях, смотрах самого учителя и его учеников.
    Но если все учителя данной школы станут очень активными, то при фиксированной доле стимулирующей части фонда заработной платы (ФЗП) количество денег на одного учителя будет стремительно уменьшаться. Одно дело — делить некоторое количество денег на несколько человек, и совсем другое — то же количество денег на всех. Поэтому это не очень устойчивый способ повышения зарплаты.
  2. Второй, более стабильный источник — это увеличение базовой части, то есть банальное повышение учебной нагрузки (работа на 1,5 ставки и более). Это гарантирует стабильное повышение заработной платы в течение всего учебного года. Естественно, большинство учителей поступают как рациональные люди, то есть сочетают оба варианта, что не может не сказываться на величине их суммарной трудовой нагрузки.

Количественная оценка трудовых нагрузок учителя возможна через исследование рабочего и внерабочего времени (бюджета времени). Это достаточно традиционный подход.

Еще в 20-е годы XX столетия исследования ЦК профсоюза работников просвещения совместно с Наркоматом труда показали перегруженность учителей профессиональной работой. Последние исследования датированы 1978 годом (Л.Ф. Колесников, 1985) и 2005 годом (А.Т. Гаспаришвили, 2006).

В опросе в Кемеровской области приняли участие 70 учителей гимназий (лицеев) и 80 учителей обычных школ, интервью получены от 12 педагогов гимназий и 12 педагогов обычных школ.

В таблице 1 представлены наши данные, полученные в 2011 году, в сравнении с ранее проведёнными исследованиями. В таблице приведены далеко не все виды деятельности педагога, но они учтены в итоговой графе «По всем видам занятости».

Единственный показатель, по которому происходит снижение, — это «Время на подготовку к урокам».

По сравнению с 2005 годом резко возросла доля бумажной работы, практически
в два раза. Надо отметить, что бумажная работа, вернее её объём и целесообразность, становится весьма серьёзной проблемой для современного образования (47% опрошенных тратят на эту работу от 3 до 8 часов в неделю, 26% опрошенных — более 10 часов в неделю).

По материалам опроса (2005 год) более 50% учителей освобождены от административно-хозяйственных вопросов, но более трети (34,5%) заняты ими от 1 до 4 часов в неделю. Среди наших респондентов практически все занимаются этой работой около 2 часов в неделю. Аналогичное время тратится на всевозможные совещания.

Практически по всем параметрам нагрузки происходит рост по сравнению с аналогичными данными 1978 года.

По сравнению с 1978 годом значительно (в 1,3–1,5 раза) увеличилось количество учебной нагрузки (уроков) в неделю. Практически в той же пропорции уменьшилось количество времени на подготовку к проведению этих уроков.

По сравнению с данными 2005 года сокращение времени по этому виду деятельности почти в три раза. Интересно, что в 2005 году было установлено, что 18% опрошенных директоров и 2% учителей вообще не готовятся к урокам. По нашим данным, не готовятся к урокам уже 5% учителей.

Из данных таблицы 2 хорошо видно, как увеличивается доля уроков и уменьшается доля подготовки к урокам. Одновременно происходит увеличение доли учебной работы в общей структуре нагрузки (с 0,66 в 1978 году до 0,79 в 2005 году и 0,77 в 2011 году).

Это происходит главным образом за счёт увеличения времени на дополнительную работу со школьниками. Сюда входят как работа
с отстающими, так и работа с лучшими учениками (подготовка к олимпиадам, конкурсам и т.д.). В рамках НСОТ эта работа оплачивается, и учитель получает важный стимул.

Из материалов табл. 2 также следует, что происходит стремительная бюрократизация работы школы.

Бумажная работа занимает от 14% (2005 год) до 19% (2011 год) всего рабочего времени педагогов. Основной вклад в этот процесс бюрократизации вносят такие переменные, как административно-хозяйственные вопросы и бумажная работа, особенно последний показатель. Даже по сравнению с 2005 годом наблюдается трехкратный рост затрат времени на написание различных справок, отчётов и т.д. Этот вал бумаг связан в том числе и с НСОТ. Недостаточно сделать дело, необходимо убедительно отчитаться.

Что происходит с людьми?

По сравнению с 1978 годом доля бюрократической работы увеличилась более чем в 3 раза.

Очевидно, что длительная работа в условиях столь плотной нагрузки (до 60 часов в неделю и более) должна определённым образом сказываться на состоянии педагогов.

На большой выборке педагогов (более 500 человек) двух типов школ мы рассмотрели особенности утомления учителей и сравнили их с аналогичными данными работников физического труда (таблица 3).

Как следует из данных таблицы, у педагогов наблюдается физическое утомление на уровне представителей физического труда (формовщиков ЗЖБИ). Фактически данные табл. 3 говорят, что учителя не воспринимают свою трудовую нагрузку как умственную, они воспринимают её именно как физическую.

Это хорошо видно из анализа высказываний педагогов о характере требований, предъявляемых к ним администрациями школ и органов управления. Это почти автоматически вытекает из объёма и характера трудовой нагрузки учителя.

Иногда хороший отчёт становится важнее дела, поскольку учитывается и оплачивается именно отчёт.

Так, по данным опросов, наши педагоги дают ежедневно более пяти уроков. Однако уже в 20-е годы XX века такая нагрузка «рассматривалась как чрезмерная», поскольку «было выяснено, что учебная нагрузка в 4 урока ежедневно для большинства педагогов является пределом, за которым начинают обнаруживаться признаки утомления».

Важным представляется значительное увеличение времени на выполнение работы, не связанной, по мнению учителей, с непосредственным выполнением педагогических обязанностей. Особенно это касается таких видов деятельности, как совещания, бумажная работа, административная и хозяйственная работа, по которым в последние два-три года наблюдается просто лавинообразный рост.

Нам представляется, что проблема не в дефиците сил для выполнения работы, проблема в дефиците смыслов.

Это приводит к психологической инфляции данного явления в сознании учителей и формированию чувства беспомощности перед этой грудой бумаг и мероприятий.

Потеря смысла своих усилий в этой ситуации переносится на всю педагогическую деятельность в целом. Идея продуцирования бумаг и мероприятий, поощряемая НСОТ, вступает в противоречие с идеей «Сейте разумное, доброе, вечное».

В связи с изложенным вполне естественным выглядит уровень формирования хронического утомления педагогов: почти 40% учителей гимназий и почти 30% учителей обычных школ показывают высокий и очень высокий (на уровне астенического синдрома) уровень развития хронического утомления. Количество «утомлённых» педагогов и, главное, качество этого утомления, очевидно, не требуют комментариев.

Что в итоге?

На основе анализа полученных данных мы можем утверждать следующее.

  1. Наблюдается общее увеличение продолжительности рабочей недели педагогов, с 54 часов в 1978 году до 60 часов и более в 2011 году. Происходит увеличение как общей продолжительности рабочего времени, так и увеличение количества уроков, дополнительных занятий с учениками и особенно бумажной работы (отчётности).
  2. Строго говоря, имеет место не повышение уровня оплаты труда как увеличение количества денег за единицу деятельности учителя, а
    1) увеличение номенклатуры оплачиваемых видов деятельности и, соответственно, длительности оплачиваемого рабочего времени;
    2) увеличение интенсивности трудового процесса учителя (увеличивается количество уроков в единицу времени — неделю).
  3. Соотношение фиксированной выплаты (в школе — за уроки, в экономике — тариф) и переменной части (стимулирующих выплат) составляет 1:3, иногда больше.
    Теория говорит, что это плохая ситуация, поскольку открывает широкие возможности работодателю для различных манипуляций. Во всем мире профсоюзы борются за противоположную ситуацию, чтобы тарифная часть была больше надтарифной. В противном случае мы как раз получаем ту самую потогонную систему организации труда.
  4. Выявлено очень высокое физическое утомление педагогов, на уровне представителей типичного физического труда (формовщиков завода железобетонных изделий). При этом установлена очень высокая планка формирования хронического утомления (до уровня астенического синдрома) педагогов, что свидетельствует о дегуманизации труда учителя.

Фактически НСОТ представляет по последствиям новую институциональную инновацию, вносящую свой вклад в дальнейшую дифференциацию образования. Поясним:

  • в 1990-е годы с образованием гимназий и лицеев мы провели организационную дифференциацию;
  • в 2000-е годы в связи с проектом «Образование» мы провели дифференциацию по материально-техническому оснащению школ;
  • сейчас мы проводим дифференциацию по уровню зарплат учителей как между школами, так и внутри школ. Причём каждый следующий этап дифференциации проводится на базе предыдущих, закрепляя и усугубляя различия.

Разумеется, внедрение НСОТ преследовало другие цели, но одним из её следствий стала дифференциация педагогов по уровню зарплат и общее увеличение трудовых нагрузок.

В связи с изложенным представляются целесообразными:

  • корректировка НСОТ в плане повышения базовых тарифных ставок и уменьшения доминирующей роли стимулирующих выплат;
  • проведение психологической экспертизы дальнейших последствий экономических инноваций в образовании.

P.S. Зарплата учителей во всех регионах росла с сентября по декабрь 2011года, однако
в январе 2012 года в восьми регионах Сибирского федерального округа из 12 она уменьшилась до размеров сентября-октября 2011 года. Аналогичная ситуация наблюдается
в большинстве регионов России (по материалам сайта http://мрсо.рф). Получается, что все негативные тенденции сохранили своё влияние, а позитивные эффекты от внедрения НСОТ уменьшились…

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.