Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Тенденции изменений  в системе образования  РФ. Дошкольное образование»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Тенденции изменений в системе образования РФ. Дошкольное образование»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №3 2013 г.
Рубрика материала: Образовательная политика
Авторы: Клячко Татьяна Львовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (276020 байт)
 doc  скачать → (425984 байт)


   

 

Роль образования в современном обществе

Система образования всегда входила  в число важнейших подсистем общества, обеспечивающих сохранение и накопление человеческого капитала.  В современном мире, в силу рядя причин в том числе  – экономического характера - человеческий капитал оказывает все большее воздействие на конкурентоспособность  страны. Роль образования в современном обществе (равно как и проблемы, связанные с его развитием) представляются ключевыми.

Можно говорить о том, что уже в ближайшее время конкурентоспособность стран на мировой арене будет в первую очередь определяться конкурентоспособностью их систем образования.

К сожалению, на 2011 г. Россия по индексу человеческого развития (ИЧР), рассчитываемому UNDP, заняла 66 место среди 187 стран.  При этом по совокупному индексу образования она оказалась на 41 месте, по здравоохранению – на 122. 

Реформирование образования и его восприятие обществом

Реформирование системы образования встречает все большее недовольство как населения, так и педагогической общественности. Население считает, что реформы проводятся исключительно с целью снизить бюджетное финансирование, а не решать наболевшие проблемы, а педагогическая общественность уверена, что проводимые реформы только дискредитируют  образование как школьное, так и профессиональное.

Более того, чем больше говорится о реформах образования, тем сильнее охранительные тенденции в этой сфере:

  • хоронится лучшее в мире высшее образование;
  • нас в мире ценят, но не ценят в родной стране;
  • безумный бухгалтер диктует условия школе;
  • происходит дебилизация нации;
  • ЕГЭ – это инструмент развала российской школы.

Этот список высказываний для многих становящийся лейтмотивом происходящего можно продолжать.

Многие беды реформирования образования заключаются в том, что ни одна из задуманных реформ не реализовывалась полностью.

Из  нее выхватывались отдельные элементы, которые и воплощались в жизнь с той или иной успешностью. Но вне общего контекста они становились либо объектами ожесточенных атак (ЕГЭ), либо тихо умирали (пример - государственные именные финансовые обязательства - ГИФО, профильная старшая школа), либо не оказывали на систему образования заметного воздействия (НСОТ, Закон № 83-ФЗ). 

Вопрос о том, почему не идут реформы, не ставится по большому счету.

Как правило, указывается на нехватку ресурсов: считается,  что их объем недостаточен для того, что «выкупить» реформу у населения и профессионального сообщества.

Вопрос об интересах различных групп участников в реформе образования открыто никогда не ставился. Между тем при исследовании отношения к реформам образования респонденты нередко прямо указывали на их наличие и ведущую роль. Так, например, на вопрос об отношении к Единому экзамену большинство респондентов из вузовской среды  в 2004 г. честно признавались: «Если мы найдем противоядие ЕГЭ, то мы его допустим, если нет, то нет».

Кроме того, можно указать на управленческую слабость в проведении образовательных реформ.

Система управления оказывалась не готова к нестандартным реакциям «объектов реформирования»  на реформаторские действия.

В результате в арсенале реформ остается весьма узкий набор мер, которые в той или иной степени реализуется:

1. Введение нормативов подушевого финансирования (хотя в общем образовании их нередко не удается довести до уровня школы, в профессиональном образовании эти нормативы до последнего времени либо не применялись, либо были сильно индивидуализированы).

2. Реструктуризация сети образовательных учреждений (теперь она добралась до высших учебных заведений -  Минобрнауки России сделало попытку выделить «неэффективные» вузы, что уже спровоцировало достаточно серьезный скандал).

3. Расширение источников и объемов внебюджетного финансирования (оказание дополнительных платных образовательных услуг, государственно-частное партнерство в образовании (ГЧП), формирование фондов целевого капитала, что можно отнести и к ГЧП, и к развитию благотворительной деятельности и др.).

В том или ином виде этот набор входит во все предложения по реформированию (модернизации) образования. Теперь к ним добавились новая система оплаты труда  и введение эффективного контракта, интеграция науки и высшего образования, обеспечение попадания 5 российских вузов в топ-100 мировых образовательных рейтингов.

Как ни отрицательно относится общество  к реформам образования,  как ни мало эти реформы дают ощутимых результатов (правда, без них, возможно, было бы еще хуже), они будут (должны) продолжаться. Без реформирования и перереформирования российская система образования не сможет получать те бюджетные средства, которые она в последние годы получает. 

Более того, представляется, что во всем мире, а отнюдь не только в России,  реформы образования стали перманентным процессом, а недовольство результатами реформ – поводом для их продолжения.  Это объясняется вполне реальной потребностью: в условиях быстрых технологических и общественных изменений система образования всегда будет немного «опаздывать» за переменами.

Ресурсов для ускорения ей также всегда будет не хватать. Учитывая то, что человеческий капитал становится ключевым фактором конкуренции,  вложения в образование будут рассматриваться именно в этом контексте.

В силу сказанного реформа образования представляет собой как механизм обеспечения изменений, так и инструмент получения ресурсов, прежде всего - бюджетных. Если рассматривать проблемы российской системы образования с точки зрения сохранения и накопления человеческого капитала, то наиболее проблемными зонами  являются дошкольное и высшее образование.

Дошкольное образование.

Основная инфраструктурная проблема в дошкольном образовании в том, что оно не обеспечивает выравнивания стартовых возможностей детей. Перед входом детей в систему общего (обязательного школьного) образования, оно не устраняет (и даже не всегда смягчает) различия в культурном и социальном капитале семей, что очень важно с точки зрения дальнейшей успешности нового поколения.

Это обусловлено недостаточным вниманием общества к данному сегменту сферы образования. Общество остро реагирует на нехватку мест в детских садах, а не на тот конечный результат, который это образование должно обеспечивать (табл. 1).

Таблица 1. Дошкольные образовательные учреждения

Годы

Число дошкольных образовательных учреждений - всего, тыс.

В том числе

Численность
детей в дошкольных образовательных учреждениях - всего,
тыс. человек

в том числе

Численность детей, приходящихся на
100 мест в дошкольных образовательных
учреждениях, человек

в городах
и поселках
городского типа

в сельской
местности

в городах
и поселках
городского типа

в сельской
местности

всего

в городах
и поселках
городского типа

в сельской
местности

1990

87,9

47,3

40,6

9009,5

6860,5

2149,0

108

113

94

1995

68,6

37,1

31,5

5583,6

4352,5

1231,1

83

89

68

2000

51,3

28,6

22,7

4263,0

3408,5

854,5

81

88

62

2005

46,5

26,4

20,1

4530,4

3611,0

919,4

95

102

75

2006

46,2

26,4

19,8

4713,2

3752,8

960,4

99

106

79

2007

45,7

26,6

19,1

4906,3

3905,6

1000,7

105

112

84

2008

45,6

26,8

18,8

5105,4

4067,5

1037,9

105

111

86

2009

45,3

26,8

18,5

5228,2

4158,1

1070,2

106

112

88

2010

45,1

26,7

18,4

5388,0

4280,6

1107,3

107

113

90

На начало 2011 г. около 2,1 млн. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, на начало 2012 г. эта потребность практически  не изменилась.

Дошкольный уровень образования до сих пор рассматривается как система социального призрения (обеспечить присмотр и накормить).

Дошкольное образование пока не рассматривается как система, определяющая эффективность дальнейших образовательных траекторий. Между тем многочисленные зарубежные  и отечественные исследования показывают, что вложения в дошкольное образование и раннее развитие детей (от 0 до 3 лет) наиболее эффективны с точки зрения будущей позитивной социализации детей.

Охват детей предшкольного возраста дошкольным образованием составляет в настоящее время 71,5%, он резко вырос за последние годы.   Вместе с тем не охвачены ДОУ более 25% детей 5-6 лет из малообеспеченных семей, что закладывает основу для их отставания от сверстников в школьном образовании.  Программа 2004 г. по развитию предшколы, которая должна была решить указанный вопрос, так  и не была выполнена.

В развитых странах дети 4-5 лет уже полностью охвачены предшкольным или школьным образованием. Этот переход произошел более 30 лет назад. Именно задача преумножения человеческого капитала заставляет ведущие страны идти на указанные меры (рис.1).

Рис. 1. Индикаторы «всеобщности» образования

Россия по подушевому ВВП принадлежит к Группе II.

К сожалению, даже стопроцентный охват детей дошкольным образованием проблему сохранения потенциала человеческого развития не решает, т.к. дети ходят  в детские сады или предшколу, как правило, по месту жительства. А это место жительства все больше определяется доходами семьи. В результате дети из семей с низким культурным и (или) социальным капиталом попадают в среду таких же детей, а дети с высокими показателями – в свою.

В силу сказанного, при некотором смягчении значительное неравенство стартовых возможностей на пороге школы, тем не менее, сохраняется.  В России в настоящее время большее внимание уделено первой проблеме - достижению 100% охвата, а вторая еще даже не находится в поле зрения общественного внимания.  

Финансирование дошкольного образования последние годы характеризуется следующими показателями (табл. 2):

Таблица 2. Бюджетные расходы на дошкольное образование детей в 2004-2011 гг. 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Дошкольное образование (ДО), млрд. руб.

91,7

113

145,3

189,7

254,5

287,5

327,5

394,7

Доля  расходов на  ДО в консолидированном бюджете на образование, %

15,5

14,1

14,0

14,1

15,3

16,1

16,9

17,7

Доля расходов на ДО в ВВП, %

0,54

0,52

0,54

0,57

0,61

0,74

0,76

0,72

Темпы роста бюджетных расходов на ДО,%

-

123,2

128,6

130,6

134,2

113,0

113,9

120,5

Доля бюджетных расходов на дошкольное  образование  в ВВП выросла за рассматриваемый период практически на треть.

Правда, основной рост данного показателя  приходится на 2009 г., когда ВВП России значительно снизился, но в 2010 и 2011 годах бюджетные расходы на дошкольные образовательные учреждения продолжали расти,  что позволило стабилизировать их долю в ВВП на уровне выше 0,7%. При этом заработная плата работников ДОУ оставалась и остается самой низкой в системе образования (табл. 3).

Таблица 3. Среднемесячная начисленная заработная плата работников дошкольного образования в  федеральных округах  в 2010 г. (рублей)

 

Всего по экономике

Образование - всего

Дошкольное образование (предшествующее начальному общему  образованию)

 

 

Зарплата в образовании к средней по экономике

 

Зарплата в ДО к средней по экономике

Российская Федерация

21144

13363

9948

63,2%

47,0%

Центральный Федеральный округ

26459

17527

14273

66,2%

53,9%

Северо-Западный Федеральный округ

24056

15574

11140

64,7%

46,3%

Южный Федеральный округ

15343

10630

7110

69,3%

46,3%

Северо-Кавказский Федеральный округ

12097

8372

6131

69,2%

50,7%

Приволжский Федеральный округ

15258

9878

6868

64,7%

45,0%

Уральский Федеральный округ

25349

14658

10689

57,8%

42,2%

Сибирский Федеральный округ

18744

12011

8271

64,1%

44,1%

Дальневосточный федеральный округ

26445

16363

11351

61,9%

42,9%

Данная ситуация является крайне неблагоприятной, поскольку воспитатели, которые во многом являются аутсайдерами (в экономическом плане), закладывают основы развития будущих поколений.

Это приводит в конечном итоге:

- либо к снижению (растрате) человеческого капитала нации,

- либо требует создания мощных компенсирующих механизмов  указанных потерь на последующих этапах формального и неформального образования.

А поскольку на следующих уровнях российской системы образования в настоящее время нарастают «свои» неблагоприятные тенденции, то неблагополучие на уровне дошкольного образования и воспитания не только не компенсируется, но нередко усугубляется.  

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.