Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Принципы рейтинга школ. Материалы для обсуждения в профессиональном сообществе»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Принципы рейтинга школ. Материалы для обсуждения в профессиональном сообществе»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №6 2013 г.
Рубрика материала: Оценка качества
Авторы: Вальдман Игорь Александрович, Боченков Сергей Анатольевич, Иванова Екатерина Борисовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (251331 байт)
 doc  скачать → (55808 байт)

Дополнительные файлы:
Приложения к статье Вальдман_Боченков_Иванова.doc


   

 

Введение

Существует высокая потребность в систематизированной и наглядно представленной информации о системе образования.

Одной из наиболее удобных форм представления такой информации являются различные рейтинги.

Следует отметить, что грамотный рейтинг очень важен для потребителей образовательных услуг — учащихся и их родителей, он является своеобразным навигатором для желающих дать своим детям достойное образование.

Кроме того, рейтинги — это инструмент, стимулирующий конкуренцию между образовательными организациями и служащий целям подотчетности перед обществом.

Рейтинг — это своеобразный «бенчмаркинг» — равнение на лучшего.

Результаты рейтинга заставляют организации образования вносить коррективы в стратегию своего развития. Практика построения рейтингов школ становится все более массовой.

Во многих регионах России органы управления образованием используют имеющиеся данные о результатах работы школ (результаты ЕГЭ и ГИА, итоги предметных олимпиад, статистика, данные различных мониторингов и т. п.) для составления тех или иных ранжированных списков общеобразовательных учреждений.

При этом нельзя не отметить, что многие из рейтингов пока еще далеки от совершенства. Зачастую они составляются без научно обоснованной методики и предварительной ее локальной апробации, не проходят внешнюю экспертизу, используют не самые надежные и достоверные источники данных, не обеспечивают корректное сопоставление образовательных учреждений с учетом контекстных условий, в которых они работают, и т. п.

С целью преодоления указанных недостатков авторы сформулировали набор базовых принципов, которые могут использоваться при создании самых различных рейтингов общеобразовательных учреждений. Данная работа была проделана с учетом признанного международного опыта и опиралась на такие документы, как Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений, разработанные международной экспертной группой по ранжированию (IREG) в 2006 году, и Правила аудита рейтингов (IREGRankingAuditRules), принятые в 2011 году. Эти материалы были критически проанализированы и доработаны с учетом специфики деятельности школы.

Представляем их для критического анализа и замечаний, которые будут учтены в дальнейшей работе и, возможно, послужат основой для широкого профессионального обсуждения проблематики использования рейтингов в образовании.

Рейтинги должны удовлетворять следующим принципам, которые следует учитывать при их проектировании.

Цели и ключевые особенности рейтингов

1. Рейтинг — один из подходов к оценке деятельности школы.

Любой рейтинг дает представление об ограниченном спектре условий и результатов работы школы. Наряду с рейтингом существуют другие процедуры и способы получения информации об эффективности деятельности школы — аккредитация ОУ, опросы потребителей образовательных услуг, статистика, результаты обучения школьников и др. Все они должны приниматься во внимание для составления целостной картины о работе школы.

2. Ясное понимание целевой аудитории. 

Рейтингование должно осуществляться в строгом соответствии с информационными запросами целевой аудитории. Индикаторы, разработанные для удовлетворения информационных потребностей одной целевой аудитории, далеко не всегда пригодны по отношению к другой целевой аудитории.

3. Учет разнообразия общеобразовательных учреждений и условий их работы.

Неправомерно сравнивать результаты образования всех школ по единой шкале без учета их специфических характеристик и факторов, оказывающих влияние на результаты работы (территориальное расположение, особенности контингента обучаемых и их семей, направленность образовательных программ и др.). Результаты работы школ повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов) существенно отличаются от результатов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы «базового уровня» и (или) работающих с учащимися с особыми образовательными потребностями (дети-инвалиды, ученики коррекционных классов, дети-мигранты и т. п.).
Также следует добавить, что различие образовательных учреждений связано не только с их статусом и направленностью образовательных программ, но и особенностями контингента школьников, которые в них учатся. При оценке и рейтинговании школ нужно учитывать долю детей с определенным уровнем социально-экономического статуса семьи (определяется доходом семьи, образованием родителей, их профессией и рядом других характеристик). Такой учет возможен при кластерном подходе к анализу и представлению результатов рейтинга.

4. Опора на различные информационные источники. 

Следует опираться на несколько информационных источников, представляющих данные по тем аспектам работы школы, на основе которых строится рейтинг. К таким источникам могут относиться: государственная статистика, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей и т. п. Каждый из источников имеет собственный фокус в описании оцениваемого аспекта деятельности образовательного учреждения.

5. Систематичность проведения.

Рейтинг не является одноразовым срезом существующего положения дел. Его цель — задание приоритетов деятельности ОУ и стимулирование к развитию по направлениям, заложенным в рейтинг. Происходит ли такое развитие, можно судить только после проведения нескольких циклов рейтингования.

6. Наличие экспертного органа, обеспечивающего достоверность рейтингования.

Для повышения достоверности и объективности результатов рейтинга следует предусмотреть создание профессионального органа (такого как, например, экспертный совет), оказывающего методическую помощь и осуществляющего контроль на ключевых этапах проведения рейтинга (разработка методологии, организация и проведение рейтинга, представление и интерпретация результатов). Предпочтительно, чтобы такой орган работал с участием признанных в профессиональном сообществе специалистов и авторитетных экспертов.

7. Использование результатов. 

Рейтинг имеет свои возможности и ограничения в использовании результатов. Как правило, он позволяет принимать решения относительно верхней и нижней части объектов рейтингования. В случае рейтингования школ, например, рейтинг позволяет выявлять школы-лидеры и «неуспешные» ОУ. Возможные решения по отношению к лидерам — поощрение, пропаганда и распространение успешного опыта, информирование родителей, создание позитивного имиджа данного ОУ. Возможные решения по отношению к «неуспешным» ОУ — оказание целевой помощи и поддержки, наложение санкций, стимулирование улучшения работы, информирование родителей.

Разработка индикаторов и их весов

1. Прозрачность методологии составления рейтинга.

Выбор методов, используемых в ходе рейтингования, должен быть ясным и однозначным. Прозрачность должна охватывать как источники данных, так и методику подсчета индикаторов.

2. Релевантность и валидность индикаторов. 

Возможность включения каждого из индикаторов в комплекс должна определяться его способностью отражать суть и свойства оцениваемых процессов и измеряемых результатов. Выбор показателей должен быть основан не только и не столько на их доступности, сколько на способности отображать качество и результаты работы ОУ. Должно быть понятно, почему были включены именно эти показатели, для расчета каких индикаторов они используются и что они отображают.

3. Обеспечение достоверности данных.

Индикаторы должны рассчитываться на основе результатов внешних по отношению к объекту рейтингования оценочных процедур. Исходная информация должна быть количественной, проверяемой и не носить характер общих суждений, по возможности опираться на источники, не связанные напрямую с объектом рейтингования. Рейтинг заслуживает большего доверия, если он использует данные, полученные от организаций и специалистов, не заинтересованных в итоговых результатах.

4. Ориентация на показатели результатов. 

При рейтинговании по возможности следует отдавать предпочтение показателям достигнутых результатов, а не имеющихся ресурсов, информация о которых зачастую более доступна. Именно показатели результатов обеспечивают более точную оценку состояния и (или) качества учебного заведения или образовательной программы. При выборе показателей результатов необходимо учитывать представления о результатах образования для каждой из групп потенциальных пользователей рейтинга.

5. Неизменность методов оценки. 

Следует четко определять методы оценки различных индикаторов и по возможности ограничить изменения в них. Перемены в методах оценки вводят в заблуждение всех, кто пользуется рейтингами. Пользователям трудно понять, в чем причина того, что статус образовательного учреждения или программы в рейтинге изменился, — связано ли это с самим объектом оценки или вызвано переменами в методологии проведения рейтингования. Кроме того, изменения в методах оценки затрудняют корректное сравнение результатов работы образовательных учреждений в динамике.

Сбор и обработка данных

1. Соблюдение этических стандартов.

Чтобы рейтинги пользовались доверием, лица, ответственные за сбор, обработку данных и их проверку, должны сохранять объективность и беспристрастность, неукоснительно следовать рекомендациям, сформулированным в данных Принципах.

2. Обеспечение надежности данных.

Следует использовать по возможности проверенные и уточненные данные, такие как данные статистического наблюдения, результаты внешних оценочных процедур (экзамены, мониторинги учебных достижений), данные мониторинговых исследований, результаты социологических исследований и т. п. Эти данные известны и понятны общеобразовательным учреждениям, затраты по их сбору незначительны.

3. Использование данных исследований.

Если необходимо использование данных, собранных в ходе специальных исследований, то важно, чтобы были соблюдены все требования, предъявляемые к научным исследованиям, включая репрезентативность и достоверность полученной информации.

Публикация и презентация результатов

1. Доступность для пользователей. 

Рейтинг должен быть доступен для пользователей в течение определенного периода либо в печатном виде, либо в Интернете.

2. Открытость информации о методике рейтингования.

Публикация рейтинга должна содержать:
а) описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга учебных заведений;
б) информацию о баллах и весах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора. Это необходимо для того, чтобы пользователи могли самостоятельно проверить подсчет результатов рейтингования. Также крайне важно, чтобы в тех случаях, когда это возможно, методика рейтингования публиковалась заблаговременно — до того момента, как будет обнародован рейтинг.

3. Получение обратной связи от пользователей рейтинга. 

Рейтинг, опубликованный в печати или представленный в электронном виде в Интернете, должен содержать контактный адрес, по которому отдельные пользователи или общеобразовательные учреждения, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, а также направить свои комментарии о рейтинге или об обнаруженных неточностях.

4. Конструирование вариантов представления результатов. 

Желательно, чтобы при представлении рейтинга в Интернете у пользователя была возможность проводить сортировку образовательных учреждений по произвольному набору базовых индикаторов, изменять веса индикаторов в зависимости от своих предпочтений. Это позволит пользователям принимать индивидуальные решения относительно релевантности и весов индикаторов.

Заключение

Рассмотренные выше принципы разработаны на основе примеров из зарубежного опыта, таких как:

— SchoolReportCards. Рейтинг школ от Института Фрейзера, Канада;
— Рейтинг школ интернет-портала SchoolDigger.com (США).

Авторы статьи будут признательны за любые замечания и предложения относительно предложенных принципов рейтингования. Свои предложения можно посылать на имя зав. лабораторией мониторинга в образовании ИУО РАО Вальдмана Игоря Александровича, e-mail: iavaldman@gmail.com.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.