Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Тенденции изменений в системе образования РФ. Профессиональное образование»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Тенденции изменений в системе образования РФ. Профессиональное образование»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №6 2013 г.
Рубрика материала: Образовательная политика
Авторы: Клячко Татьяна Львовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (422653 байт)
 doc  скачать → (357376 байт)


   

 

Начальное профессиональное образование

О значимости вопроса о начальном профессиональном образовании говорит хотя бы тот факт, что в 2011 г. доля выпускников учебных заведений НПО и СПО в общей численности выпускников учреждений НПО, СПО и ВПО составила 42,2%.

Вместе с тем только около 25 % из окончивших учебные заведения НПО выходят на рынок труда сразу после окончания учебного заведения. В основном это выпускники, освоившие профессии, относящиеся к торговле и сфере услуг (продавцы, товароведы, официанты, повара и т. п.).

Почти ¾ выпускников учреждений НПО после их окончания на рынок труда не выходят.

В первую очередь это относится к юношам, которые сразу после окончания образовательного учреждения или спустя несколько месяцев уходят служить в армию или выходят чисто номинально на 2–3 месяца. Показатели трудоустройства выпускников системы НПО — сами по себе низкие — отражают только получение этими выпускниками направления на работу, но не закрепление на рабочем месте. До 20 % выпускников системы НПО поступают в вузы или сразу же идут учиться другим профессиям.

Как уже было отмечено, этот уровень профессионального образования, экономическая эффективность деятельности которого крайне низка (они выполняют в основном социальную функцию, «додерживая» сложный контингент до армии), медленно ликвидируется. Пока же в учреждениях НПО учат тому, чему могут учить (по профессиям, для которых есть кадры преподавателей и мастеров производственного обучения, а также — нередко сильно устаревшее — оборудование).

Следует отметить, что бюджетные расходы на систему НПО постоянно снижаются (табл. 1).

Таблица 1. Бюджетные расходы на начальное профессиональное образование в 2004–2011 гг.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Начальное профессиональное образование (НПО), млрд руб.

35,6

39,4

47,4

57,6

65,5

66,8

63,0

62,4

Доля расходов на НПО в консолидированном бюджете на образование, %

6,0

4,9

4,6

4,3

3,9

3,7

3,3

2,8

Доля расходов на НПО в ВВП, %

0,20

0,18

0,17

0,17

0,16

0,17

0,15

0,11

Темпы роста бюджетных расходов на НПО, %

-

110,7

120,3

121,5

113,7

102,0

94,3

99,0

Заработная плата в системе НПО также является одной из самых низких в системе образования (табл. 2).

Таблица 2. Среднемесячная начисленная заработная плата работников начального профессионального образования в федеральных округах в 2010 г. (рублей)

 

Всего по экономике

Образование — всего

НПО

Зарплата в образовании к средней по экономике, %

Зарплата в НПО к средней по экономике, %

Российская Федерация

21144

13363

11810

63,2

55,9

Центральный федеральный округ

26459

17527

11508

66,2

43,5

Северо-Западный федеральный округ

24056

15574

14912

64,7

62,0

Южный федеральный округ

15343

10630

10438

69,3

68,0

Северо-Кавказский федеральный округ

12097

8372

9115

69,2

75,3

Уральский федеральный округ

25349

14658

13405

57,8

52,9

Сибирский федеральный округ

18744

12011

11199

64,1

59,7

Дальневосточный федеральный округ

26445

16363

16407

61,9

62,0

В свете сказанного представляется, что подготовка квалифицированных рабочих кадров в России в ближайшем будущем должна начать строиться на принципиально иной основе. Между тем попытки реанимировать начальное профессиональное образование постоянно делаются, поскольку на него завязана судьба значительного числа подростков, с которыми не хочет (или не может) иметь дело школа.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование в развитых странах (в мире) относится к третичному (высшему) образованию. В настоящее время в России система СПО стала транзитным уровнем: 35 % выпускников учреждений СПО текущего года поступают в вузы, не выходя на рынок труда, а всего около 70% из окончивших учреждения СПО в течение нескольких лет поступают в высшие учебные заведения. Введение ЕГЭ еще более обострило эту проблему.

Стало расти число учреждений СПО при вузах, обеспечивающих своим выпускникам переход в высшие учебные заведения без сдачи ЕГЭ.

В принципе в системе профессионального образования складывается одна из весьма эффективных образовательных траекторий для молодежи из тех слоев населения, которые не могут позволить себе больших материальных затрат (рис. 1).

Рис. 1. Действующая модель поступления в вуз и формирующаяся модель поступления в вуз для молодежи из семей, не имеющих возможностей нести большие материальные (финансовые) затраты

Вместе с тем все больше российских семей (домохозяйств) готовы нести значительные материальные траты для обеспечения поступления их детей в вузы (рис. 2).

Рис. 2. Готовность семей (домохозяйств, имеющих детей соответствующего возраста) пойти на серьезные материальные траты ради того, чтобы дети получили высшее образование

Малообеспеченные семьи (домохозяйства) также несли и несут затраты на то, чтобы их дети смогли поступить в вузы. Однако в силу дефицита финансовых средств и (или) социальных связей дети из этих семей поступают, за редким исключением, в вузы второго или третьего эшелонов, на вечернюю или заочную формы обучения, в дешевые негосударственные вузы. В результате они, как правило, получают образование низкого качества (псевдообразование) и не имеют необходимых ресурсов для исправления данной ситуации.

Введение ЕГЭ подтолкнуло указанные семьи к изменению поведения в сфере образования, формированию новой образовательной траектории, и одновременно ухудшающаяся демография привела к тому, что вузы во многом поддержали этот тренд.

Структура подготовки по специальностям в системе СПО в последние годы стала строго соответствовать структуре подготовки по специальностям (направлениям подготовки) в вузах, то же самое относится и к характеру ее изменения (векторы изменений структур подготовки в СПО и ВПО стали во многом совпадать). Таким образом, система СПО слабо реагирует на сигналы региональных рынков труда, что являлось основанием для передачи учреждений СПО в ведение субъектов Российской Федерации, но она чутко откликается на сигналы, идущие от вузов, расположенных в соответствующем регионе.

Введение прикладного бакалавриата на деле закрепит описанную тенденцию (ориентация системы СПО на вузы, а не на рынок труда).

В целом это только подтверждает, что в российском обществе среднее профессиональное образование не имеет самостоятельного значения, а становится транзитной системой между школой и вузом.

Динамика бюджетных расходов на среднее профессиональное образование в 2004–2010 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3. Бюджетные расходы на среднее профессиональное образование в 2004–2011 гг.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Среднее профессиональное образование (СПО), млрд руб.

30,5

43,3

55,3

70,4

93,9

102,2

104,3

115,3

Доля расходов на СПО в консолидированном бюджете на образование, %

5,1

5,4

5,3

5,2

5,6

5,7

5,4

5,2

Доля расходов на СПО в ВВП, %

0,18

0,20

0,21

0,21

0,23

0,26

0,24

0,21

Темпы роста бюджетных расходов на СПО, %

-

142,0

127,7

127,3

133,4

108,8

102,1

110,5

В последние годы заработная плата работников системы СПО приближалась к заработной плате работников высшей школы. В 2012 г. она отставала от нее в среднем на 23 % (табл. 4).

Таблица 4. Среднемесячная начисленная заработная плата работников среднего и высшего профессионального образования в  федеральных округах  в 2012 (рублей)

 

Всего по экономике

СПО

ВПО

Зарплата в СПО к средней по экономике, %

Зарплата в ВПО к средней по экономике, %

Российская Федерация

26822

21468

26474

80

99

Центральный федеральный округ

32389

28749

31874

89

98

Северо-Западный федеральный округ

29270

23220

28880

79

99

Южный федеральный округ

20208

16481

20120

82

100

Северо-Кавказский федеральный округ

16936

13383

14973

79

88

Приволжский федеральный округ

20098

16068

20519

80

102

Уральский федеральный округ

31884

22789

27659

71

87

Сибирский федеральный округ

23920

19136

25161

80

105

Дальневосточный федеральный округ

33611

26846

31094

80

93

Вместе с тем указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2012 г. № 597, по-видимому, сломает данную тенденцию в силу того, что средняя зарплата преподавателей учреждений СПО должна сравняться со средней по экономике соответствующего региона, а заработная плата профессорско-преподавательского состава вузов превысить ее в два раза. Таким образом, несмотря на все разговоры о необходимости подготовки специалистов среднего звена, экономический сигнал, поступающий в систему профессионального образования, настраивает ее в противоположном направлении.

Высшее образование

Последней модой в России стало приведение высшего образования в соответствие с потребностями рынка труда. Это становится чуть ли ни мерой эффективности деятельности системы ВПО. Но при такой постановке проблема в принципе не может быть решена. Циклы подготовки специалистов и циклы смены технологий принципиально не совпадают, более того, расходятся.

Попытка подстроить систему высшего образования под рынок труда доказала свою неэффективность во всем мире.

Россия перешла от 2,7 млн студентов вузов в 1992 г. к более 7,5 млн в 2008 г., после чего началось уменьшение студенческого контингента в силу демографических причин. Если из 2,7 млн студентов 1992 года 50% были подготовлены очень хорошо или хорошо, то рынок труда получал 1,35 млн специалистов с высоким качеством подготовки. При переходе к 7,5 млн студентов 1,35 млн хорошо подготовленных системой ВПО специалистов составят всего 18%.

Эти 18 % представляют собой в настоящее время самый большой дефицит в России, их поиск и отбор рождают у работодателей ощущение резкого падения качества высшего образования, его несоответствия потребностям рынка труда.

При падении численности студентов до 4,6–5,0 млн чел. к 2020 году качество высшего образования начнет расти во многом независимо от сделанных усилий: доля хорошо образованных выпускников даже при сохранении нынешних образовательных технологий поднимется до 27–29 %. Другое дело, что для развития инновационной экономики этих кадров может не хватить, но это уже совсем другая постановка вопроса.

Рост премии за высшее образование, несмотря на разговоры о его «навесе», показывает, что все призывы сократить доступность высшего образования являются не более чем благими пожеланиями (рис. 3).

Рис. 3. Динамика премии за высшее образование в России в 2005 - 2011 гг.

Как нетрудно видеть, за годы кризиса «зарплатная премия» за высшее образование не только не снизилась, но и выросла.

Все попытки убедить население в «ненужности» высшего образования в данной ситуации обречены на провал. Тот факт, что премия за высшее образование (по уровню заработной платы) значительно превышает премию за среднее профессиональное образование, показывает, на наш взгляд, что никакого «навеса высшего образования» в России пока не наблюдается. Скрупулезное исследование Р. Я. Капелюшниковым данного вопроса также подтверждает сделанный вывод.

Система высшего образования в условиях острой экономической неопределенности 1990-х годов и экономического восстановления середины 2000-х сработала на быстрое экстенсивное наращивание человеческого капитала взамен обесцененного в период кризиса 1990-х.

Интенсификация развития человеческого капитала, в том числе и за счет перестройки системы ВПО, — задача нового этапа.

Бюджетные расходы на высшее образование быстро росли в последние годы (табл. 5).

Таблица 5. Бюджетные расходы на высшее и послевузовское профессиональное образование в 2004 - 2010

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Высшее и послевузовское профессиональное образование, млрд руб.

76,9

125,9

169,9

240,2

294,6

347,2

381,6

416,8

Доля расходов на высшее и послевузовское профессиональное образование в консолидированном бюджете на образование, %

13,0

15,7

16,4

17,9

17,7

19,5

19,7

18,7

Доля расходов на ВПО в ВВП, %

0,45

0,58

0,63

0,72

0,71

0,89

0,89

0,76

Темпы роста бюджетных расходов на ВПО, %

-

163,7

134,9

141,4

122,6

117,9

109,9

109,2

Наращивание бюджетных расходов на ВПО в последние годы привело к крайне неожиданным результатам:

1. Резко снизилась эффективность подготовки специалистов в системе ВПО: если в 2004 г. специалист готовился (5 лет обучения) в среднем за 3,5 тыс. долл. США (по валютному курсу) или за 10,5 тыс. долл. США (по ППС), то в 2010 г. он по тем же практически технологиям при стареющем профессорско-преподавательском составе, без обновления читаемых курсов готовился уже за 16,7 тыс. долл. (в пересчете по валютному курсу за 5 лет обучения) или за 41,25 тыс. долл. (по ППС за 5 лет обучения).

Кроме того, резкий рост контингентов потребовал увеличения затрат работодателей на поиск, отбор и доучивание нужных им работников, что, как уже отмечалось, привело к росту представлений о значительном снижении качества высшего образования.

2. Структура подготовки кадров в России (притом, что она менялась) продолжает отличаться от структуры подготовки в странах ОЭСР (рис. 4).

Рис. 4. Структура выпуска специалистов по третичным программам типа А по укрупненным областям знаний в странах ОЭСР

Россия продолжает лидировать в мире по выпуску инженеров, которые не могут быть пока адекватно применены в российской экономике.

Они уходят работать в другие сферы, что приводит к дальнейшему снижению престижа инженерного труда: в настоящее время на инженерные специальности поступают достаточно слабые абитуриенты. Вуз, борясь за бюджетные средства, стремится сохранить данный контингент, но не поднять его качество.

3. Резкий рост бюджетных расходов на высшее образование привел к тому, что платный контингент стал сосредотачиваться либо в наиболее престижных вузах (доля этого контингента в общей численности платных студентов невелика), либо на заочных отделениях государственных вузов, либо в негосударственных высших учебных заведениях (доля платного контингента в общей численности студентов составила в 2010 г. 62,5 %).

Это привело к резкому росту числа заочников (их численность составляет в настоящее время почти 50 % от общего числа студентов) и развитию так называемого псевдовысшего образования. Население реализует в силу своих возможностей социальную норму (ребенок должен получить высшее образование), платя во многих случаях за второсортный или даже третьесортный продукт. Тем не менее оно пока получает отдачу даже от указанных сомнительных вложений.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.