Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Пространство выбора. Первые итоги апробации пермской модели основной школы»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Пространство выбора. Первые итоги апробации пермской модели основной школы»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №7 2013 г.
Рубрика материала: Практика управления
Авторы: Дворак Татьяна Павловна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (249840 байт)
 doc  скачать → (63488 байт)

Дополнительные файлы:
Положение о краткосрочных курсах.doc
Положение о поточно-групповом обучении.doc


   

 

Введение

Новый федеральный государственный стандарт основного общего образования (далее — ФГОС)  кардинально меняет систему образования на второй ступени обучения. Главной задачей внедрения новых стандартов является переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению максимальных личностных результатов каждым ребенком.

Генеральной линией нового стандарта является индивидуализация процесса образования.

Реализация этой идеи возможна через проектирование индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов детей. Именно этот компонент стандарта определен как ведущий и системообразующий при разработке муниципальной модели основной школы по внедрению ФГОС на второй ступени обучения в городе Перми.

Формируя эту составляющую, авторы модели руководствовались тем, что образовательный процесс в массовой общеобразовательной школе организован по принципу единообразия и большей частью предполагает минимальную активность детей, при которой об индивидуализации речи вообще не идет.

В этой связи представляется весьма актуальным создание благоприятных условий для формирования навыков инициативной, самостоятельной, ответственной деятельности.

Эта задача эффективно решается при создании в общеобразовательном учреждении пространства выбора, в котором дети учатся принимать решения, от которых зависит их образовательная траектория, учатся ошибаться и осуществлять выбор заново и т. д. Очевидно, что в этом пространстве должно быть развито образовательное многообразие через формы образовательного процесса, заданные процедуры выбора между предлагаемыми вариантами, механизмы реализации и оценки сделанного выбора.

Пермская муниципальная модель внедрения ФГОС в основной школе (далее — ММОШ) была разработана и принята к апробации в начале 2011 года, а сама апробация началась в 2011–2012 учебном году в 16 пилотных школах.

С целью осуществления системного подхода к внедрению модели было проведено несколько проблемных семинаров, в ходе которых обсуждалась концепция ММОШ, ее основные элементы, а также были намечены первые шаги по ее внедрению.

Каждая из пилотных школ разработала на основе ММОШ свою модель основной школы и защитила ее на экспертном совете.

В течение учебного года команда разработчиков модели с поддержкой департамента образования проводила рабочие семинары как для отдельных школ, так и для всех участников апробации в целом. В ходе этих семинаров обсуждались два первых элемента модели: поточно-групповой метод организации учебного процесса (далее — ПГМ) в 5–6-х классах и система кратковременных курсов по выбору неакадемической направленности.

Поточно-групповой метод организации учебного процесса в параллели 5–6-х классов

При подведении итогов первого года апробации ММОШ самым массовым элементом, который был внедрен хотя бы на одной параллели в каждой школе — участнице эксперимента, стал поточно-групповой метод*. Несколько слов об особенностях этого элемента модели, которые были обсуждены и зафиксированы в ходе семинаров.

Поточно-групповой метод (ПГМ) представляет собой организацию учебного процесса, главной отличительной чертой которого является отсутствие деления на классы в ходе преподавания предметов учебного плана.

Предметы учебного плана предлагаются для выбора учащимся по видам деятельности школьников в процессе усвоения учебного материала, а уже на основании их выбора формируются группы временного состава. Виды деятельности имеют как предметную специфику (лабораторные работы, экскурсии, театральные представления и др.), так и надпредметную (исследовательская деятельность, проектирование, практические работы и др.).

Поточно-групповой метод организации учебного процесса на второй ступени обучения своей целью имеет поэтапное формирование у детей навыков работы в условиях выбора, что означает умение выбирать, умение отличать правильный для себя выбор от ошибочного, умение оперативно и обоснованно менять свой выбор, а самое главное — отвечать за этот выбор. Поэтому в 5–6-х классах необходимо так организовать образовательную деятельность, чтобы при ошибке ребенок не попал в необратимую ситуацию.

В случае неправильного или необоснованного выбора дети могут сменить группу, а предметное содержание при этом во всех группах равнозначно, отличие только в формах и методах работы на занятиях. В этом случае при смене группы ребенок приобретает опыт работы в ситуации неопределенности и по некоторым признакам, не всегда значимым для данного ребенка (возможен и ситуативный выбор), совершает свой выбор, за который по оговоренным заранее правилам в конце четверти отчитывается.

Очень важно, чтобы в параллели, где реализуется ПГМ, по этому методу велось преподавание двух или более учебных предметов. Данная рекомендация содержит в своей основе здравый смысл, который применим по отношению к любому нововведению: для того чтобы почувствовать особенности ПГМ, увидеть его сильные и слабые стороны, чтобы сформировать к этому методу свое отношение, одного предмета для апробации мало. Один предмет с малым количеством недельных часов среди десятка других учебных курсов просто останется незамеченным.

Если же количество предметов для ПГМ будет достаточно большим, например более пяти, то из-за сложностей с организацией учебного процесса, в условиях отсутствия методического сопровождения и адекватных методов контроля эффект от нововведения может быть отрицательным. Отсюда и оптимальное количество предметов для разведения в 5–6-х классах от двух до трех предметов базисного учебного плана.

Требования, которые необходимо выполнять для организации учебного процесса

Необходимо разделить на группы всех учащихся той параллели, где вводится ПГМ

Отводить на групповое изучение нужно все часы, которые заложены в базисном учебном плане (далее — БУП) на данный предмет

Особые требования предъявляются к составлению расписания уроков

Тот предмет, по которому вводится ПГМ, в расписании должен проходить одним уроком, одной строкой для всех классов с указанием кабинетов и групп.

Это необходимо делать для того, чтобы обеспечить возможность перехода детей из группы в группу, что является главным условием внедрения данного элемента ММОШ. Кроме того, это требование, особенно на этапе запуска модели, дает возможность обеспечить открытость эксперимента для всех участников образовательного процесса, так как очевидно показывает возможности пространства выбора.

Для многих школ является реальной проблемой отсутствие учителей-предметников по обеспечению одновременного преподавания конкретного предмета в 3–5 группах.

Для математики и русского языка это не характерно, а вот для природоведения, обществознания, истории, географии, биологии данная проблема существует, так как в школе обычно работают один-два учителя перечисленных выше специальностей.

Одним из главных условий апробации ПГМ является создание условий для смены школьниками групп по изучению учебного предмета. В 5–6-х классах эта возможность предоставляется учащимся без каких-то либо условий не менее одного раза в четверть (минимум четыре независимых модуля по каждой предметной программе).

Понятно, что с целью создания условий школьнику для осуществления им выбора той или иной группы нужно обязательно провести предварительную работу. Сначала утверждаются основания для деления предмета на группы, определяются учителя на каждую группу, которые прописывают изменения в стандартные программы, описывают специфику своей будущей работы и готовят презентацию для учащихся и родителей.

Далее, после информирования учащихся о возможных группах, рекомендуется провести опрос, анкетирование детей и родителей и на основании этих данных сформировать группы. В конце каждой четверти необходимо проводить работу по формированию групп с учетом переходов.

Как показывает практика реализации ММОШ в пилотных школах, если основания для выбора понятны детям и интересны для их возраста, то желающих перейти из группы в группу бывает около 30 %. Если же переходов вообще нет или они единичны, то педагогам школы и администрации нужно проанализировать ситуацию и поменять подходы к определению основания для разделения.

Кратковременные курсы по выбору неакадемической направленности

Кратковременные курсы (КК) по выбору представляют собой курсы по дополнительному образованию детей, главной целью которых является развитие навыков осознанного выбора. Под осознанным выбором здесь понимается способность к апробации различных видов деятельности через получение нового разнообразного опыта, то есть выбор как осознание своих интересов и потребностей.

Главным условием для разработки и внедрения системы кратковременных курсов по выбору являются особые требования к их содержанию.

Учитывая, что в результате работы в системе КК у детей должно сформироваться умение осознанно выбирать, выбор дети должны осуществлять из того, о чем они в свои 11–13 лет имеют довольно-таки ясное представление.

Если учащимся 5–6-х классов предложить на выбор курс «Решение олимпиадных задач по математике» и курс «Из истории математики», то у ребенка фактически нет выбора, так как он не понимает особенностей обоих курсов, ему понятно лишь то, что речь идет о математике, и ему без разницы, где заниматься математикой, на каком курсе.

Если же ученику 5–6-го класса предложить курс условно «7 песен на гитаре за 7 занятий» или «Изготовление подзорной трубы», то он действительно попадает в ситуацию выбора, так как он прекрасно понимает, чем отличается один курс от другого. И так как выбрать можно только один курс, ребенок должен расставить приоритеты и выбрать для себя наиболее интересный, значимый курс.

Включать в систему КК академические, предметные курсы не имеет смысла еще и потому, что у школьников не возникает желания выбирать.

Ведь эти курсы и так присутствуют в их жизни в изобилии, так как основной учебный процесс построен по предметному принципу.

Многие учителя-предметники пытаются доказывать обратное: на дополнительном курсе, например по математике, «Решение нестандартных задач» будут предложены задачи из практики, их будет весело и интересно решать и т. д. Но ключевое слово здесь — решать. Это означает, что деятельность на уроке математики и на дополнительном курсе одинаковая.

Когда детям 5-го класса в одной из школ предложили на выбор курсы «Решение нестандартных задач по математике» и «Сам себе режиссер», первый курс остался невостребованным.

Если говорить о курсах, связанных с математикой, то, поменяв вид деятельности, можно работать и с математическими объектами, например, курсы «Оригами», «Кубики и пирамидки» заинтересуют тех ребят, которые любят моделировать, работать руками.

В результате работы практико-ориентированных семинаров было условно выделено три направления формирования курсов по выбору для детей 5–7-х классов:

— курсы, которые предлагают за определенное количество часов изготовить конкретный продукт, который можно использовать в реальной жизни ребенка. Примерами таких курсов могут быть: изготовление подзорной трубы, пошив карнавального костюма, создание собственного сайта в сети Интернет и т. д.;
— курсы, которые связаны с овладением детьми некоторыми практико-ориентированными технологиями: изготовление мыла в домашних условиях, салфеточный дизайн, макраме, бисероплетение и т. д.;
— курсы из сферы искусств. Речь идет о театре, танцах, пении и игре на музыкальных инструментах.

На уровне 7–9–х классов можно постепенно вводить метапредметные курсы.

При этом они сохраняют основную свою особенность: деятельностный, компетентностный подход и к преподаванию, и к оценке результатов. Это связано с тем, что старшие подростки уже имеют потребность начинать строить свое профессиональное будущее и на этом этапе жизни им необходимо определиться хотя бы с предметными областями, которые лягут в основу их дальнейшего образования. Отсюда и увеличение числа КК, обеспечивающих развитие метапредметных умений, формирование навыков профессионального самоопределения.

Еще одной важной особенностью КК является то, что часы для их проведения берутся из вариативной части учебного плана, они являются для школьников обязательными и бесплатными.

КК должны быть включены в учебный план школы в его вариативную часть и предлагаться на выбор учащимся в количестве не менее 32 часов за учебный год как минимально необходимое условие обеспечения вариантов выбора. Продолжительность курсов — от 6 до 16 часов.

Самый оптимальный вариант для школьника — это два восьмичасовых курса в четверть.

Но для того чтобы пространство выбора действительно существовало, перечень курсов должен быть избыточным и администрация, а также организаторы системы краткосрочных курсов должны понимать, что некоторые курсы останутся невостребованными. Это не означает, что курсы плохо предлагали или они не нужны детям. В другом случае, другими детьми они будут выбраны.

Еще одним условием внедрения системы КК становится обязательность посещения ребенком одного или двух курсов каждую четверть в течение всего учебного года. Кратковременность курсов как обязательное условие позволяет обеспечить ребенку максимальное поле для выбора. Получается, если оптимально школьник должен посещать два курса, то, учитывая их кратковременность, в общей сложности ребенок будет выбирать восемь раз (два раза в четверть).

Если убрать условие обязательности, то новая система мало чем будет отличаться от старой: хочу — хожу, захочу — брошу, захочу — вообще никуда ходить не буду.

Получается, что пространство выбора создано, но не работает. По той же причине важно и введение на каждом курсе системы обязательной защиты результата. Только тогда ребенок будет чувствовать ответственность за свой выбор.

Когда речь идет о защите результата, необходимо, чтобы работа на этот результат шла индивидуально, и виды «результатов» должны быть у всех детей различные.

Рассмотренные в статье элементы модели наиболее понятны для педагогического сообщества, и внедрить их в учебный процесс проще других.

Более сложным для апробации являются такие элементы, как социальные практики и профессиональные пробы, а также тьюторское сопровождение школьников по построению своих индивидуальных образовательных траекторий.

Эти элементы частично апробируются в нескольких пилотных школах, и есть первые результаты, их обсуждение начнется в ходе практико-ориентированных семинаров с 2013–2014 учебного года.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.