Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Ожидаемые и неожиданные результаты инноваций»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Ожидаемые и неожиданные результаты инноваций»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №1 2014 г.
Рубрика материала: Образовательная политика
Авторы: Хван Андриан Андрианович

Файлы материала:
 pdf  скачать → (102733 байт)
 doc  скачать → (21833 байт)


   

 

Об инновациях в образовании и их последствиях

Инновации часто воспринимаются как нечто безусловно позитивное, однако в целом ряде исследований показано, что это не так: инновации сплошь и рядом приносят также и негативные результаты. Но беда не просто и не только в том, что инновация может давать негативные результаты.

Главная проблема в том, насколько неожиданными становятся эти негативные результаты инноваций.

Ведь одно дело, когда их ждешь и к этому готовишься, совсем другая ситуация, когда они приходят неожиданно для инновации. Общая матрица возможных сочетаний выглядит как классическая матрица 2×2.

Таблица 1. Матрица возможных сочетаний

Результат

Позитивный

Негативный

Ожидаемый

1

2

Неожидаемый

3

4

Очевидно, что первые два варианта достаточно хорошо известны. Ради первого, т.е. ожидаемых позитивных результатов, любая инновация и осуществляется. Ко второму варианту при хорошем планировании готовятся заранее и предусматривают определенные парирующие решения, минимизирующие ожидаемые негативные последствия.

Реже, но встречается третий вариант изменений. Так, в исследовании нашего аспиранта В.А. Квашина при изучении результатов внедрения новой программы обучения был выявлен не только ожидаемый, но и неожиданный позитивный результат. Было установлено, что новая программа обучения дает дополнительный положительный эффект: улучшение интеллектуального развития школьников по показателям шкалы интеллекта Д. Векслера.

Интересно, что аналогичный неожиданный результат получили учителя в связи с введением НСОТ.

Фактически сейчас учителям оплачиваются все виды выполняемых ими работ.

Правильнее сказать, что разработанные в каждой школе перечни показателей настолько полны и разнообразны, что практически все виды реально выполняемых работ в них укладываются и вознаграждаются: подготовка школьников к олимпиадам, конференциям, написание научных работ самим учителем, семинар для коллег, снижение количества троечников, увеличение хорошистов и т.д.

В этом смысле многие преподаватели высшей школы завидуют обычной школе. В вузах также введена стимулирующая часть ФЗП, ставка преподавателя учитывает только часы, проведенные в аудитории. При этом существуют вузы, где преподавателям не выплачивают стимулирующую надбавку в принципе.

Практически не рассматривается вариант неожиданных негативных изменений. Возможно, авторы считают, что таких последствий в принципе не может быть и поэтому даже гипотетически не рассматривают такую возможность.

Инновация в образовании часто дает негативные эффекты в социальной, психологической, медицинской сферах.

Поскольку авторы не умеют их диагностировать, будучи специалистами в образовании, то этих негативных последствий для них как бы не существует.

Соответственно, мы полагаем, что основное внимание следует уделить именно этому варианту: не ждали и плохо. Рассмотрим только самые крупные и безусловно удавшиеся инновации последних лет.

Поговорим на примерах

Дифференциация образования

Наиболее удавшаяся и максимальная по масштабам инновация. В 90-е годы, с введением гимназий и лицеев, мы провели организационную дифференциацию школьной сети, одновременно разделив школьников на хороших и не очень. В 2000-е годы, в связи с ПНП «Образование», мы провели дифференциацию по материально-техническому оснащению школ, еще более усугубив разницу между школами для хороших детей и школами для остальных.

Сейчас мы проводим дифференциацию по уровню зарплат учителей как между школами, так и внутри школ. Причем каждый следующий этап дифференциации проводится на базе предыдущих, закрепляя и усугубляя различия.

Дело дошло до того, что пройденный путь оценивается идеологами и реформаторами образования следующим образом: «От дикого равенства к дикому неравенству» (И. Фрумин).

Одним из негативных и, надеюсь, незапланированных результатов стало то, что школа внесла посильный, если не сказать значительный, вклад в дело расслоения нашего общества. Без усилий школы это могло произойти позже и, может быть, более плавно. С помощью наших усилий это произошло как произошло.

Единый государственный экзамен

Еще одна удавшаяся массовая инновация. Хорошо известно обсуждение ее отрицательных и положительных сторон. Мы хотим обратить внимание на то, что отрицательные эффекты ЕГЭ носят абсолютно закономерный характер.

Если мы результаты работы учителя оцениваем по ЕГЭ, то учитель и должен готовить ученика к ЕГЭ.

К сожалению, ни один администратор не может пройти мимо такой возможности: есть готовые результаты государственного тестирования, позволяющие сравнивать отдельные школы, территории и т. д. Полностью игнорируется тот факт, что учитель только учит, а учится и сдает ЕГЭ ученик. Именно на основе результатов ЕГЭ принимается решение о квалификации учителя, директора, системы образования и т. д.

Возможно, авторы идеи ЕГЭ плохо знакомы с идеями бихевиоризма, который во всех учебниках советских пединститутов был руган-переруган.

А бихевиоризм четко говорит, что в ситуации выбора субъект выберет более большой, более значимый стимул, и это будет правильный выбор.

И учитель, а вслед за ним и ученик делают абсолютно рациональный выбор: начинают учить правильные ответы ЕГЭ.

Во многих школах учителя и администрация активно препятствуют желанию школьников выбрать больше предметов для сдачи ЕГЭ: чем больше школьников выберет больше предметов для сдачи ЕГЭ, тем выше вероятность провала. Двойка на ЕГЭ автоматически делает директора и педагога по данному предмету мальчиками (девочками) для битья на весь следующий год.

Помнится, ЕГЭ вводили в том числе для борьбы с коррупцией в вузах и натаскиванием (репетиторством) на вступительные экзамены. Как пишут в газетах и говорят на ТВ злые люди, сейчас эти процессы плавно перешли в школу и дополнены борьбой уже школьной администрации за стопроцентную сдачу ЕГЭ. О потерях педагогического, психологического, морального плана для учеников и учителей мы просто не говорим...

Новая система оплаты труда

Как известно, она решала задачу повышения зарплаты учителя и даже ее решила.

Одним из побочных следствий НСОТ стала дифференциация педагогов по уровню зарплат и общее увеличение трудовых нагрузок.

Мы прогнозируем в ближайшее время (3–5 лет) снижение уровня здоровья педагогов, дальнейшее выраженное старение учительского корпуса, дальнейшее снижение обученности наших школьников. Люди не могут находиться длительное время под такой нагрузкой без негативных последствий для своего здоровья. Это, как нам представляется, очевидная вещь.

Одним из факторов, делающих «экономически невыгодным» нахождение в школе молодых учителей, является, как это ни парадоксально, требование «довести оплату труда учителя до средней по экономике». Именно в силу экономических причин, обусловленных НСОТ, сегодня школе сплошь и рядом не выгодны молодые учителя-новички.

В ряде школ уже фиксируется ситуация, когда с уходом учителя на его место никто не принимается. Его нагрузка делится между оставшимися, и у них увеличиваются штатная нагрузка и доля в стимулирующем фонде (двойная выгода). Как говорится: «Ничего личного, только бизнес». И все в логике НСОТ.

Вероятное снижение обученности школьников, на наш взгляд, также прямо вытекает из практики применения НСОТ в школах. Если уроки (на ставку) дают только 25%, а все остальные — 75% общих выплат, то понятно, что надо развивать в первую очередь. Причем тариф выплачивается за факт нахождения в классе в течение 18 часов в неделю, а 75% общей выплаты за конкретные результаты.

Если за подготовку стобалльника по ЕГЭ учитель будет получать дивиденды весь следующий учебный год, понятно, на что он будет ориентирован. В школах с умным, квалифицированным менеджментом в системе показателей будет соблюдаться баланс: общее — групповое — индивидуальное, в противном случае уроки станут мелким эпизодом в групповой и индивидуальной работе учителя.

Вообще надо отметить, что соотношение «тариф — общие выплаты» выглядит неестественно большим. Напомним, что далеко не все учителя обладают высшей квалификационной категорией и стажем работы 15 лет. Поэтому тарифная ставка составляет 3000–4500 руб., а средняя зарплата — около 20 000 руб.

Надо сказать, что у средней оценки (арифметического среднего) есть очень неприятное свойство. Если в множестве много маленьких чисел и несколько больших, вполне может сложиться ситуация, когда большая часть множества окажется ниже средней оценки. Добавим, что самый легкий способ увеличить среднюю — это добавить в данное множество большую цифру (или увеличить имеющуюся).

Именно поэтому, когда мы смотрим на величину оплаты за ставку и итоговую среднюю зарплату, возникает ощущение, что здесь работает не арифметика и даже не математика, а... химия. Не так давно даже президент страны потребовал «не надувать» зарплаты учителям.

НСОТ жестко потребовала повысить зарплату учителям. Это требование стали выполнять, разгружая платежную ведомость. Если фонд зарплаты труда делить на меньшее число работников, зарплата оставшихся увеличится. Уволили всех, кто не стоит у «станка» (в классе): воспитателей, социальных педагогов, психологов.

Чуть раньше началось укрупнение сельских школ, и резко увеличилось число конфликтов во вновь созданных классах, возросла напряженность в отношениях школьников, в связи с сокращениями штатов и внедрением НСОТ ухудшился психологический климат в педагогических коллективах и т. д.

Проблемное поле для работы социальных педагогов и психологов сохранилось и даже увеличилось, вот только «иных уже нет, а те — далече».

Например, авторы ежегодных российских докладов «Смертность подростков» прямо указывают, что первичным звеном в превенции суицидальной активности школьников и оказании психологической помощи нуждающимся является «школьная психологическая служба во взаимодействии с психолого-медико-педагогическими консультациями и центрами социально-психологической и педагогической реабилитации Министерства образования России».

Только самих психологов и самой службы во многих школах, особенно в сельских, уже нет.

Заключение

Как нам представляется, из приведенного короткого обзора различных последствий инноваций в образовании очевидно следует, что никакая, даже самая замечательная инновация не обречена заранее на запланированный позитивный результат. Скорее, наоборот, позитивный и негативный результаты являются более или менее равновероятными. При оценке отдаленных последствий, особенно проявляющихся в непедагогической сфере, более вероятными результатами инноваций представляются, скорее, негативные последствия. По крайней мере об этом говорят представленные результаты.

Следовательно, необходима система мер, реализация которых позволит регулировать процесс создания и внедрения инноваций с целью оптимизации возможных негативных последствий. Мы полагаем, что значительное место в этом процессе должно принадлежать психологическому обеспечению и оценке эффективности инноваций.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.