Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Сетевой ресурсный центр дополнительного образования детей: возможности и особенности создания»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Сетевой ресурсный центр дополнительного образования детей: возможности и особенности создания»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №2 2014 г.
Рубрика материала: Практика управления
Авторы: Павлов Андрей Викторович, Буйлова Любовь Николаевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (146111 байт)
 doc  скачать → (53900 байт)


   

 

Происходящие социально-экономические изменения в образовательной политике обусловили необходимость модернизации системы дополнительного образования детей, что нашло отражение в основных программных документах последних лет.

Дополнительное образование детей рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образовательной системы, являясь «одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, высоким уровнем инновационной активности».  Проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

Основным системообразующим элементом данной образовательной системы сегодня становится дополнительная общеобразовательная программа.

 Интеграционный и межведомственный характер системы дополнительного образования детей позволяет реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в разноуровневых образовательных организациях:

 — учреждениях дополнительного образования,

 — общеобразовательных школах,

 — дошкольных учреждениях,

 — колледжах и вузах.

Таким образом, дополнительное образование охватывает различные сферы и направления деятельности: собственно образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, науку и технику, расширяя доступность получения данного вида образования.

Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Основные противоречия системы

Дополнительное образование детей действительно находится в системном кризисе, связанном с определением его ценностного, целевого, функционального назначения в государстве, обществе, образовании.

Основные противоречия системы

Присущая дополнительному образованию детей логика неформального образования (свобода выбора, отсутствие жесткой регламентации и т. п.) и формализованный, регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных образовательных программ

Необходимость увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75% и отсутствие единой системы координации реализации этих программ в сети образовательных учреждений округа, региона

Разноаспектное понимание предназначения доп. образования детей и необходимость его системного определения в реально действующей образовательной сфере

Многообразие и вариативный характер содержания дополнительного образования детей и непроработанность показателей результативности, параметров и критериев эффективности дополнительных общеобразовательных программ

Усиление объективных требований к качеству реализации дополнительных образовательных программ и инертность включения образовательных учреждений в решение этой задачи

Необходимость всестороннего учета динамично меняющихся потребностей на образовательные услуги в сфере дополнительного образования детей и отсутствие системы изучения и формирования социального заказа в пределах конкретной территории

Расхождение между самооценкой качества реализуемых образовательным учреждением дополнительных общеобразовательных программ и оценкой этих программ потребителем, а также их соответствием приоритетам государственной политики в сфере образования

Увеличение числа образовательных учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, нарастание между ними конкурентной борьбы и объективная неспособность многих из них предоставить качественную услугу

Преобладание художественно-эстетической и физкультурно-спортивной направленностей дополнительного образования детей и недостаток конкретно предметных областей образования, в том числе технического, естественно-научного профиля и т. п.

Острая потребность в специалистах дополнительного образования, способных работать в новых условиях, и небольшой профессиональный рынок труда, неспособный компенсировать нехватку квалифицированных специалистов для данной сферы

Качество и количество

Разрешить существующие противоречия представляется возможным за счет повышения уровня качества услуг дополнительного образования детей с одновременным расширением доступности к ним.

Модернизация образовательных программ в системы дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации, возможна лишь при минимизации «стихийных» процессов при их создании и методическом сопровождении. 

Новое качество дополнительного образования детей должно обеспечиваться не отдельной образовательной организацией, а сетью в целом.

Это продиктовано прежде всего требованием экономически целесообразного целевого распределения всех видов ресурсов при совершенствовании современных организационно-экономических механизмов управления образованием.

Сегодня дополнительное образование детей на конкретной территории, как правило, представляет собой разнородную совокупность образовательных организаций.

При этом горизонтальные взаимодействия между образовательными организациями в решении общих задач (важнейшая характеристика сетевой организации образовательного пространства) практически отсутствуют.

Ресурсы региональной системы дополнительного образования детей используются далеко не рационально. Каждое образовательное учреждение стремится быть самодостаточным, вместо того чтобы использовать образовательные ресурсы других учреждений, ведомств и организаций (например, предприятий и организаций реального сектора экономики).

 При этом абсолютно очевидно, что в этой деятельности учреждения дополнительного образования детей не выдерживают конкуренцию с общеобразовательными учреждениями по причине нормативно-правовой и статусной неопределенности, а их материально-техническое оснащение не обновляется в соответствии с задачами, которые они решают.

В то же время мировые тенденции развития образования свидетельствуют о том, что учебное заведение перестает быть единственным источником образования, а работает рядом и вместе с другими структурами.

В таком взаимодействии оно объединяет и использует не только внутренние, но и внешние образовательные ресурсы (кадровые, информационные, научно-методические, материально-технические, информационные и др.). 

Сеть в целом должна предоставлять возможность различных форм и способов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Стоит отметить, что основным критерием развития сферы дополнительного образования детей, отмеченным и в указах президента, и в государственной программе «Развитие образования в Российской Федерации до 2020 года», становится охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги дополнительного образования. Это, в свою очередь, требует от исполнительных органов власти учета, анализа, прогноза и своевременной деятельности по обеспечению и коррекции данного показателя.

Вместе с тем сегодня во многом задачи по развитию системы дополнительного образования детей перераспределяются на региональный уровень, и от того, насколько эффективно выстроена организационная модель системы, будет зависеть успех развития сферы.

Сеть: связать и распределить

Безусловно, опыт каждого региона в распределенной системе управления образовательными системами специфичен и обладает определенными традициями.

Особенно привлекает внимание опыт работы образовательных организаций дополнительного образования регионального уровня (Оренбург, Екатеринбург, Красноярск и др.) — в них сосредоточены колоссальные ресурсы (кадровые, программно-методические, финансовые, информационные) для деятельности в качестве сетевого ресурсного центра. Во многом содержание предлагаемой модели деятельности уже осуществляется данными организациями.

В целом ряде регионов (Нижегородская область, Самара, Пермь и др.) существуют ресурсные центры различного уровня и направленности, которые функционируют в основном как опорные образовательные организации, предоставляющие доступ к собственной современной учебно-производственной базе, а также как центр развития информационных технологий и методического обеспечения.

Тем не менее требуется вывести общие черты сетевого взаимодействия образовательных организаций, имеющих общие цели, общие ресурсы для их достижения, единое информационно-образовательное пространство, ресурсный центр, единый центр управления этой сетью.

В этом контексте одной из первоочередных задач является «создание сетевых ресурсных (ресурсно-методических) центров на федеральном и региональном уровнях».  

Такие центры призваны обеспечить координацию и согласование деятельности в сфере дополнительного образования.

Таким образом, возникает необходимость в новых единицах сети дополнительного образования детей, одной из которых является Сетевой ресурсный центр дополнительного образования детей (СРЦДОД), в котором обеспечивается распределение, координация и коллективное использование всеми образовательными организациями сконцентрированных ресурсов, необходимых для реализации дополнительных общеобразовательных программ, востребованных потребителями.

В настоящее время понятие сетевого ресурсного центра на федеральном уровне никак нормативно не закреплено. Само понятие «ресурсный центр» появилось недавно, с внедрением в российскую теорию и практику информационного менеджмента.

Сетевой ресурсный центр представляется нами как координационная структура, создаваемая органом управления образования в целях создания современной инфраструктуры дополнительного образования детей путем оптимизации и развития ресурсов образовательных организаций.

Безусловно, стоящие перед региональной властью задачи развития сферы дополнительного образования требуют координации усилий образовательных организаций в:

 — создании современной инфраструктуры дополнительного образования детей,

 — обеспечении доступности образовательных услуг,

 — экспертизе качества дополнительных общеобразовательных программ,

 — поиске, подготовке,

 — переподготовке и повышении квалификации кадров,

 — маркетинге образовательных услуг, учете интересов и потребностей детей и родителей,

 — осуществлении консалтинга и методического сопровождения,

 — ретрансляции инноваций в практику,

 — организации прикладных исследований и др.

Наиболее эффективно решать их при соблюдении принципа партнерства, то есть объединения ресурсов и совместного их использования.

 Сетевой ресурсный центр предназначен формировать инфраструктуру сферы дополнительного образования детей на основе интеграции и сетевого взаимодействия образовательных организаций в пределах конкретной территории (региона, муниципалитета, округа) и их социальных партнеров в целях повышения качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечения доступности и эффективности образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.

Какова целесообразность создания единой сетевой структуры?

Рассмотрим несколько аспектов.

1. Управленческий

Единый координационный центр позволяет эффективно управлять деятельностью по развитию региональной системы дополнительного образования детей, анализируя деятельность и принимая оперативные решения по созданию условий, способствующих увеличению охвата школьников дополнительными общеобразовательными программами, преодолению дифференциации качества образовательных услуг.

2. Педагогический

Сетевой ресурсный центр дает возможности:

 — объединения учебно-методических материалов,

 — непрерывного обновления содержания образования,

 — согласования внеурочной деятельности, учебных планов и дополнительных общеобразовательных программ;

 — создания основ единого образовательного пространства в области дополнительного образования детей.

3. Экономический

Основные экономические эффекты такой модели:

 — оптимизация ресурсов сети дополнительного образования детей (кооперация и перераспределение ресурсов сети с целью более полной их отдачи),

 — исключение двойного финансирования,

 — формирование реального многообразия дополнительных общеобразовательных программ,

 — решение вопросов укомплектования образовательных организаций квалифицированными кадрами,

 — обеспечение результативности без дополнительных бюджетных расходов.

Внутрисистемное положение оператора позволяет также сэкономить бюджетные средства.

4. Социальный

Обеспечение доступности и качества дополнительного образования, достижение вариативности дополнительных общеобразовательных программ, предоставление полного спектра услуг по дополнительному образованию детей с учетом реальных запросов потребителей, ОУ и приоритетов образовательной политики.

Хватит ли функционала для отдельной структуры?

Сетевой ресурсный центр дополнительного образования детей может осуществлять следующие функции:

1. Образовательная:

— создание образцов (матриц) дополнительных общеобразовательных программ, соответствующих технологическим и организационно-экономическим условиям и потребностям целевых групп обучающихся;

 — учебно-методическое обеспечение дополнительных общеобразовательных программ (от разработки до экспертизы и внедрения);

 — освоение и распространение современных технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ;

 — разработка проектов инновационной деятельности;

 — разработка и внедрение единых подходов (требований) к оценке качества дополнительных общеобразовательных программ.

2. Организационная:

— маркетинг, сбор, анализ и обобщение потребностей обучающихся и социального заказа в сфере дополнительного образования детей в рамках учебного округа;

 — формирование стратегии реализации дополнительных общеобразовательных программ в сети учреждений учебного округа;

 — распределение заказа по реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях учебного округа;

 — разработка и внедрение моделей многоканального финансирования дополнительного образования в образовательных организациях различных сфер (образования, культуры, спорта, молодежной политики);

 — мониторинг и расчет целевого показателя по охвату детей дополнительными общеобразовательными программами в учебном округе;

 — экспертиза и сертификация дополнительных общеобразовательных программ сети образовательных организаций учебного округа в соответствии с единым системным подходом функционирования сети;

 — координация работы образовательных организаций в сфере дополнительного образования детей, методическими центрами, научными организациями, органами управления образования, социальными партнерами и т.д.

3. Сервисная (профессионально-методическая):

— профессиональная поддержка педагогов дополнительного образования (повышение квалификации в различных формах);

 — работа по распределению кадровых ресурсов, подбору специалистов в соответствии с потребностями в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сети образовательных учреждений учебного округа;

 — организация мероприятий, направленных на повышение квалификации кадров;

 — консультация специалистов учебного округа по вопросам реализации дополнительных общеобразовательных программ;

 — формирование инфраструктурных сервисов, совместно используемых всеми участниками сети;

 — оказание индивидуальной методической поддержки и сопровождения.

4. Информационно-технологическая:

— формирование банка дополнительных общеобразовательных программ, методических материалов и учебно-методических комплексов;

 — информирование потребителей образовательных услуг;

 — информационно-технологическая и организационная поддержка деятельности сети образовательных учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

 — сетевое информационное взаимодействие через единый интернет-ресурс.

5. Социокультурной интеграции и социализации:

— формирование стратегии (разработка плана) мероприятий социокультурного характера, сопутствующих образовательному процессу по дополнительным общеобразовательным программам (лагеря, концерты, праздники, туристические слеты и т.д.);

 — обеспечение функционирования механизмов внешних связей образовательных учреждений и сети в целом;

 — сопровождение мероприятий с целью интеграции ресурсов сети реализации дополнительных общеобразовательных программ;

 — координация мероприятий (контроль исполнения, корректировка плана) социокультурного характера — реализации календаря  мероприятий с обучающимися;

 — развитие сети социального партнерства.

6. Экономико-правовая:

— возможность аутсорсинга бухгалтерских услуг сети образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

 — нормативное обеспечение деятельности в единстве подходов, форм, механизмов реализации охватываемой сети образовательных учреждений, в том числе приносящей доход деятельности.

Формы (модели) организации и особенности статуса

Учитывая место и роль СРЦДОД в развитии системы дополнительного образования детей региона во исполнение федеральных нормативных правовых актов, миссия СРЦ ДОД должна быть закреплена в программных и концептуальных документах региона.

Это позволит закрепить его формально и концептуально на уровне региона, очертив его полномочия, позволит реально действовать, а не существовать на бумаге.

 1. Структурное подразделение образовательной организации.

Практика организации ресурсных центров свидетельствует о преимущественном использовании формы структурного подразделения образовательных организаций.

СРЦ ДОД не является самостоятельным юридическим лицом, а создается (закрепляется) на базе наиболее обеспеченной ресурсами (кадровыми, методическими, материально-техническими) организации дополнительного образования детей.

Это позволяет:

 — с одной стороны, использовать весь потенциал системы данной организации,

 — с другой — обеспечить некоторую экономию на имущественном и материально-техническом обеспечении (помещение, оргтехника и т. д.).

2. Структурное подразделение органа управления образованием.

 При всех достоинствах предыдущей модели нужно отметить, что данная организационная структура должна обладать определенными властными, распорядительными полномочиями.

Поэтому представляется целесообразным включение СРЦ ДОД в структуру органа управления образования, где полномочия и обязанности СРЦ ДОД закреплены распорядительным документом органа управления образования, деятельность регламентируется положением.

Таким образом, в данной модели СРЦ ДОД является самостоятельным структурным подразделением органа управления образованием.

3. Самостоятельная организация.

Третьей моделью организации СРЦ ДОД может стать создание региональным органом управления образованием самостоятельного юридического лица в форме некоммерческой организации. Это позволит обеспечить более широкую самостоятельность и независимость от сети организаций сферы дополнительного образования детей.

Оперативное руководство сетевым ресурсным центром дополнительного образования детей осуществляется его руководителем, назначенным начальником учебного округа. В соответствии с направлениями деятельности СРЦ создаются подразделения (отделы), ответственные за их реализацию.

Деятельность СРЦ ДОД должна осуществляться с элементами общественной экспертизы и средств публичной открытости, чтобы минимизировать возможные негативные последствия созданной структуры.

Вместо заключения

Активное участие в формирование рынка услуг сферы дополнительного образования позволит наконец-то актуализировать определенные направления образовательной деятельности (научно-техническое, социально-педагогическое, экономическое и др.), регулировать развитие сферы, обеспечить качество и доступность таких услуг.

Обновление содержания дополнительного образования детей в существующей системе деятельности образовательных учреждений возможно с наибольшей степенью вероятности, на наш взгляд, посредством регулирования государственного заказа, учета и коррекции спроса на дополнительное образование детей потребителей через сетевой ресурсный центр.

Реализация модели сетевого ресурсного центра дополнительного образования позволит обеспечить развитие региональной системы дополнительного образования в соответствии с концепцией государственной образовательной политики и региональных требований, сохранение преемственности (интеграции) общего и дополнительного образования детей.

При этом сетевой ресурсный центр может более эффективно координировать работу по обеспечению охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием.

На СРЦ может быть возложена особая задача ДОД, связанная с работой по выявлению, мониторингу и сопровождению одаренных детей в соответствии с приоритетами государственной политики.

Перспективным уровнем реализации сетевого ресурсного центра может стать межведомственная координация усилий по развитию дополнительного образования детей (образование, культура, спорт, молодежная политика).

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.