Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Характеристика выпускника начальной школы: зачем и как делать?»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Характеристика выпускника начальной школы: зачем и как делать?»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №6 2014 г.
Рубрика материала: Оценка качества
Авторы: Ткачева Ольга Юрьевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (117975 байт)
 doc  скачать → (21155 байт)

Дополнительные файлы:
Приложение к статье Ткачёвой.rtf


   

 

Введение

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО)требует от учителя изменения контрольно-оценочной деятельности.

Если раньше было важно выявить уровень освоения выпускниками обязательного минимума содержания основных образовательных программ, определенного государственным стандартом, то сейчас учитель должен осуществлять комплексный подход к оценке результатов образования.

Такой подход предполагает оценку предметных и метапредметных навыков, диагностику личностных результатов учащихся, изучение динамики образовательных достижений.

К четвертому году апробации перед образовательными учреждениями встал ряд вопросов.

—Какие материалы по оцениванию должны быть по окончании 4-го класса?

—Как сделать эти материалы информативными для управления системой образования?

—Как не перегрузить учителей составлением новой дополнительной документации?

По ФГОС НОО при переходе на ступень основного общего образования предполагается проведение процедуры итогового оценивания достижения планируемых результатов начального образования.

 

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют как минимум уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

Таким образом, структура итоговой оценки определена во ФГОС НОО, а фиксация накопленных в ходе обучения оценок и представление результатов итогового оценивания — область компетенции педагогов и школы.

В литературе по ФГОС только обозначено название документа, призванного зафиксировать уровень успешности освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО), — «Характеристика выпускника начальной школы».

Конкретного механизма, модельной методики создания такой характеристики выпускника нет.

Так как только некоторые общеобразовательные учреждения в 2012/13 учебном году выпускали 4-е классы, начавшие обучение по ФГОС в рамках проекта апробации в 2009/10 учебном году, то и в сети Интернет нет готовых образцов такой характеристики.

В Калуге разработчиками макета «Характеристики выпускника начальной школы» стала творческая группа учителей начальных классов, организованная по инициативе МБОУ ДПО «Информационно-методический центр» города Калуги.

Туда вошли педагоги школ № 18, 35, 49 и лицея № 36. Учителя из школы № 49 и лицея № 36, выпустившие первых «фгосовских» четвероклассников, апробировали созданную характеристику, заполнив ее и передав в 5-й класс.

Количество и объем разнообразной отчетной документации не уменьшается, поэтому мы старались спроектировать такой макет характеристики, чтобы учитель вносил туда только цифровой или уровневый результат и отмечал галочкой сделанный вывод.

Текстовая запись предполагается только при составлении рекомендаций по дальнейшему обучению на следующей ступени, так как они индивидуальны.

Предлагаемый нами макет характеристики содержит:

—обобщенные результаты освоения программ по четырем основным предметам и по программе формирования универсальных учебных действий;

—рекомендации по организации обучения на ступени основного общего образования;

—решение педагогического совета о переводе на следующую ступень обучения.

Чтобы характеристика стала аргументированной, необходимо подтверждать все содержащиеся в ней данные и выводы материалами накопительной системы оценки.

Заполнение характеристики предполагает обращение к «портфелю достижений» учащегося (портфолио).

Обобщенные результаты освоения программ по четырем основным предметам и по программе формирования универсальных учебных действий представлены следующим образом:

—таблица, в которой по материалам накопительной системы оценивания зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы;

—таблица, в которой зафиксированы результаты итоговой работы;

—выводы о достижении планируемых результатов.

Рассмотрим их на конкретных примерах.

1. Накопленная отметка по…

В таблицу «Накопленная отметка по …» вносятся средняя отметка по каждому разделу программы, взятая из содержащихся в «Портфеле достижений» таблиц, фиксирующих динамику предметных достижений обучающихся за четыре года, и годовая отметка за 4-й класс.

Накопленная отметка по русскому языку

Фонетика и графика

Состав слова (морфемика)

Лексика

Морфология

Синтаксис

Орфография и пунктуация

Развитие речи

Годовая отметка

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Итоговая работа по…

В таблицу «Итоговая работа по …» результаты вносятся из формы Ф-ОИД-2, которую общеобразовательные учреждения получают после написания предметной итоговой работы (в рамках проекта апробации инструментария и процедур оценки качества начального образования).

Итоговая работа по русскому языку

Общий балл

% выполнения 

заданий базового уровня

% выполнения 

заданий повышенного уровня

Уровень достижений

 

 

 

 

Высокий

 

Повышенный

 

Базовый

 

Пониженный

 

Недостаточный

 

3. Сформированность универсальных учебных действий.

В качестве итоговых работ по программе формирования универсальных учебных действий предполагается выполнение комплексной работы на межпредметной основе и выполнение группового проекта. Поэтому данный раздел представлен двумя таблицами, которые заполняются на основе форм Ф-ОИД-МП-2 и Ф-ОИД-МП-5.

Итоговая комплексная работа

Успешность выполнения заданий по группам

Успешность 

выполнения всей работы

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Глубокое и детальное

понимание содержания 

и формы текста

Использование 

информации из текста 

для различных целей

 

Выполнение группового проекта

Общий балл

Сформированность регулятивных 

действий

Сформированность коммуникативных действий

Оценка личного вклада

Уровень достижений

 

 

 

 

 

Высокий

 

Повышенный

 

Базовый

 

Пониженный

 

Недостаточный

4. Выводы о достижении планируемых результатов

На основании результатов накопленной оценки и результатов выполнения итоговых работ галочкой выбирается вид вывода об уровне достижения планируемых результатов. Рассмотрим основные характеристики уровней и рекомендации для их определения в таблице.

Характеристика уровня

Рекомендации для анализа

Выпускник овладел опорной системой знаний по русскому языку и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачет» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня

Выпускник овладел опорной системой знаний по русскому языку, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

Выпускник не овладел опорной системой знаний по русскому языку и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня

Вид вывода определяется рекомендациями, предложенными в примерной ООП НОО.

В заключение характеристики даются психолого-педагогические рекомендации, отмечаются проблемные зоны обучения. Фиксируется решение педагогического совета о возможности продолжения обучения на ступени основного общего образования.

Заключение

Введение любого нового творческого продукта требует осмысления, рефлексии, коррекции. При апробации «Характеристики выпускника начальной школы» учителя отметили следующие достоинства созданного макета:

— документ легко читается, так как он небольшой по объему и не содержит избыточных материалов, затрудняющих восприятие;

— в характеристике присутствуют все необходимые данные, позволяющие сделать выводы о достижении планируемых результатов освоения ООП НОО и спланировать дальнейшую индивидуальную работу с учащимся;

— заполнять характеристику достаточно легко, так как только в случае написания психолого-педагогических рекомендаций предполагается развернутый ответ, а в остальных случаях учитель только вносит цифровые данные и выбирает подходящий вариант из ряда предложенных.

Конечно, возникают и сомнения. Для заполнения таблиц «Накопленная оценка» нужно вести мониторинг динамики образовательных достижений, а это очень трудоемкий процесс.

«Характеристику выпускника начальной школы» надо рассматривать как мобильный творческий продукт, который всегда может быть скорректирован и дополнен в соответствии с изменяющимися условиями.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.