Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Terra Incognita, или Галерея директоров российских школ в королевстве кривых зеркал»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Terra Incognita, или Галерея директоров российских школ в королевстве кривых зеркал»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №7 2014 г.
Рубрика материала: Кадровый менеджмент
Авторы: Каспржак Анатолий Георгиевич, Фишбейн Дмитрий Ефимович, Бысик Надежда Викторовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (257104 байт)
 doc  скачать → (154529 байт)


   

 

Как начинался проект «Кто он — директор российской школы?», или Некоторые соображения о кривизне зеркал

Пятый год идет Всероссийский конкурс «Директор школы». Со всех регионов России (от Калининграда до Владивостока) собираются ежегодно в Москве руководители школ, которые не только и не столько желают победы, но которым, как нам кажется, существенно более важно рассказать коллегам о своих достижениях и неудачах, маленьких педагогических, управленческих, человеческих победах, выйдя, таким образом, «из строя».

Того самого строя армии директоров школ, усилиями которой, с их согласия или без него, внедрялись в измученную реформами российскую школу — элитную и общеобразовательную, городскую и сельскую — стандарты разного рода, тестирования, новые финансовые механизмы и т. д. Они, эти самые директора и директрисы, участвуя в испытаниях конкурса, проявляют себя и как мудрые управленцы, и как безнадежные оптимисты, но всегда как лидеры.

Лидеры, которым хочется сделать несколько большее (осмелимся надеяться — другое), чем требует от них отраслевая власть.

Начальство видит во главе школы удобного для себя управленца, который бы мог:

— сделать больше в худших условиях;

— справиться с хроническим пересмотром всего;

— смириться с низким уровнем поддержки;

— работать в две смены;

— особо не тратить деньги;

— постоянно отчитываться.

В конкурсе принимают участие не совсем обычные, точнее, совсем необычные директора.

Их тяготит необходимость отчитываться по стандартным формам, по которым не видно ни подлинного образования, ни своеобразия школы, которую они имеют честь возглавлять. Их нормальное существование — поиск самости, они хорошо себя чувствуют тогда, когда отличаются от других, они не такие, как все. Одним словом, если конкурс «Директор школы» и зеркало, то бесспорно кривое.

Так кто же в строю? Кто он — среднестатистический директор российской школы (не тот, кто сам показывает себя, а тот, кто тихо тянет директорскую лямку): как принимает решение, какого, как говорится, пола и возраста? Каковы его связи: с кем он вступает в коммуникацию, за счет чего организует взаимодействие внутри и вне коллектива? Каковы его, директора школы, ценностные установки, представления о профессии? Является ли он лидером школы и ее педагогического коллектива?

Ответы на выше сформулированные вопросы довольно давно волнуют управленцев разных стран, которые справедливо полагают, что от личности директора, его профессиональных характеристик, морально-нравственных установок во многом зависит ситуация не только в школе, но и в системе образования территории, страны в целом. И что главное — успех грядущих изменений, которые для любой системы образования являются нормой.

Разделяя эту позицию, Центр развития лидерства в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» принял приглашение зарубежных коллег и в 2014 году стал участником Международного сравнительного исследования Asia Leadership Project.

Этот проект, в котором наряду с Россией принимают участие Австралия, Гонконг, Индонезия, Малайзия и Сингапур, является продолжением проекта «Совершенствуя систему школьного руководства» (Improving School Leadership), который реализован по инициативе Директората ОЭСР по образованию совместно с Комитетом ОЭСР по образовательной политике в 2006–2008 годах и в ходе которого изучался феномен школьного лидерства в 22 странах ОЭСР.

Исследователи исходили из предположения, что «…в отличие от концепции директорства (principalship), которая получила распространение в середине 20-го века, в последние десятилетия все большее признание получает концепция лидерства (leadership).

Первая концепция основана на рассмотрении школьной организации по индустриальной модели (industrial model of schooling), согласно которой ответственность за функционирование организации (школы) возлагается на представителей администрации. В рамках концепции руководства (leadership) управленческие полномочия распределяются между разными участниками, выполняющими различные функции и роли как внутри, так и за пределами школы…». Н.В. Сторчак.

Растяжка между концептуальными подходами к руководству через лидирование одного или нескольких профессионалов и традиционным индустриальным администрированием-доминированием сильной личности, облеченной властными полномочиями, напоминает, как нам показалось, противостояние инициативных директоров, участников профессионального конкурса, с теми их коллегами, из числа которых они так хотели участием в конкурсе выделиться.

Впрочем, мы понимали, что и директора —участники конкурса разные, и о среднестатистическом директоре школы нам мало что известно. Одним словом, нам очень захотелось определить степень кривизны зеркала (конкурс «Директор школы») для того, чтобы вслед за зарубежными коллегами ответить на вопрос о реформаторском потенциале системы образования, который в значительной степени определяется долей руководителей школ, работающих в логике лидерства.

Такая постановка вопроса означала, что нам следовало ответить на ряд исследовательских вопросов:

1. Кого в сегодняшней школе можно считать лидером или лидерами?

2. Какие профессиональные навыки и личные качества лидеров являются востребованными внутри и вне коллектива?

3. Каков background современного, успешного директора школы? Кто и как становится директором, все ли они становятся лидерами своих коллективов, а если не становятся, то?..

4. Кто и как образует эффективные управленческие команды? Как распределяются полномочия между членами команды? Кто и чем занимается в течение дня, недели, года?

5. Как ведется подготовка лидеров в сфере образования?

Главный вопрос: связаны ли (если да, то как) стили руководства школой с ее образовательными результатами?

Методология исследования, или Как была собрана галерея директоров российских школ

Для проведения обследования директоров был применен инструмент А. Роу, с помощью которого исследователи факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ (руководитель — Филинов Н.Б.) изучали стили принятия решений менеджерами бизнес-структур. Лидеров, согласно концепции А. Роу, можно классифицировать по способу принятия ими управленческих решений. При этом важнейшими факторами являются ориентация лидера на достижение цели и когнитивная сложность решаемых задач.

Основными характеристиками стиля руководства школьного лидера являются:

1) ориентация руководителя на со-трудника как со-исполнителя в достижении поставленной (перед ними и (или) ими самостоятельно) цели или на работника, который является средством решения задачи;

2) стремление решать поставленные свыше и (или) самостоятельно когнитивно сложные задачи или стремление максимально упрощать задачи и решать уже их.

Приведем классификацию стилей принятия управленческих решений (по А.Роу) обозначая как характеристики лидера, так и возможные их последствия для руководимого им коллектива (смотри таблицу 1), сопоставив типичных представителей каждого стиля управленца с привычными для нас образами директоров школ. При этом обратим внимание на то, что, во-первых, «чистых» стилей в природе не бывает, есть стили доминирующие и резервные, а во-вторых, нет управленческих стилей хороших и плохих, для решения различных задач подходят разные стили руководства. 

Таблица 1. Основные характеристики стилей принятия управленческих решений

Стиль

В стрессе

Мотив

Решает проблемы через

Тип мышления

Директивный

Взрывается

Статус, власть

Правила и политика

Фокусировка на решение задачи

Поведенческий

Избегает сложностей

Принятие

Чувства и инстинкт

Эмоциональность

Аналитический

Следует правилам

Перемены

Анализ и понимание

Логика

Концептуальный

Неустойчивый

Признание

Интуиция и суждение

Креативность

Теперь попытаемся найти аналогии, нарисовать портреты типичных представителей руководителей, которые используют в своей работе различные стили управления. Итак, типичные представители галереи директоров выглядят примерно так.

1. Директивный стиль

Прототип — Константин Александрович Медников (Косталмед), учитель физического воспитания республики ШКИД*.

 

 

В России тип самый распространенный. Сдержанный, властный исполнитель, стремящийся максимально быстро, самым простым способом решить поставленную начальством задачу. Он знает, что так надо, и найдет способ поставленную задачу решить, не задавая вопросов — зачем, собственно, он это делает. Его основной вопрос «как», но не «зачем». Пользователь директивного стиля был победителем социалистического соревнования во времена развитого социализма, да и сегодня он на хорошем счету у начальства.

2. Поведенческий стиль

Прототип — директор детского дома в исполнении Н. Гундаревой (фильм «Хозяйка детского дома»**).

 

 

Эмоциональна, проста и доверчива. В учителях ценит любовь к детям прежде всего. Она (почему-то этот директор получил строго определенную гендерную принадлежность) избегает сложностей не потому, что боится их, а потому, что… людей жалко.

3. Аналитический стиль

Прототипа пока не обнаружили, его, видимо, следует искать вне системы образования.

Нам кажется, Пьер Ромбаль Коше из фильма "Игрушка" ярко демонстрирует данный тип управления (прим. редактора)***.

 

 

Это рациональный специалист высокого класса, который точно, следуя правилам, выполняет задачу любого уровня сложности. Вот, правда, с людьми у него случаются сложности, они ведь для него по большей части средство для решения задач.

4. Концептуальный стиль

Прототип — Сорокин Виктор Николаевич, руководитель той самой республики ШКИД (Викниксор)****.

 

 

Представители этого стиля руководства — увлеченные идеей профессионалы, которые, как и специалисты, готовы к решению задач высокого уровня сложности, но достигают цели, не используя сотрудников, а вместе с ними. Причем даже в том случае, если последние их не понимают.

Итак, в результате исследования, носившего пилотный характер, мы намеревались получить (и добились этого) «галерею директоров школ» Москвы и Красноярского края, которые были рассмотрены на фоне группы победителей конкурса «Директор школы» 2011–2013 гг. В Москве было опрошено 273 (100%) руководителя школ, расположенных в Центральном и Юго-Западном округах города.

Первой частью исследовательской базы стали данные опроса по анкете, составленной Аланом Роу, что дало нам возможность получить типологию стилей принятия решения директорами российских школ. Второй частью стали данные, полученные в результате:

— анализа статистической отчетности по форме РИК 83;

— анкетирования директоров школ в исследовании TALIS– 2008; 

— анализа контекстных факторов (нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность руководителя образовательной организации региона, прежде всего порядок назначения на должность);

анализа кейсов директоров школ Ямало-Ненецкого автономного округа, в которых были описаны лучшие директора муниципалитетов. .

Эти результаты должны были позволить представить портрет среднестатистического директора школы по стране в целом и в пилотных регионах.

Мы предположили, что имеется специфика принятия решений руководителями школ разных регионов и на эти различия существенное влияние оказывает характер власти на данной территории.

Начиная исследование, мы предположили, что директора школ — победители конкурса «Директор школы» демонстрируют большую самостоятельность в принятии решения, ориентированы на решение задач высокой когнитивной сложности. То есть являются агентами грядущих перемен. При этом нам видится, что директора, сочетающие концептуальный и аналитический стиль управления, более, нежели другие, вписываются в концепцию leadership, то есть для них продуцирование проблемной ситуации (осмысленное преобразование школы) является нормой.

Для того чтобы быть более убедительными в доказательстве выше сформулированных предположений, мы предприняли еще одно действие. Условно разбив вопросы анкеты А. Роу на две группы (см. табл. 2), первая из которых дает характеристику стиля принятия решения директором как профессионалом, вторая — личностью. Мы намеревались получить картину, показывающую степень компромисса, на которую руководитель школы готов пойти в своей производственной деятельности.

Таблица 2. Личностное и профессиональное при принятии управленческих решений

Характеристики (разбивка вопросов анкеты Alan Rowe)

Профессиональные

Личностные

Я ожидаю от моих сотрудников эффективности и скорости, точного исполнения приказов и т. д.

Моя главная цель — статусное положение, быть лучшим и т. д.

В моей работе я стремлюсь к практическим результатам, лучшим решениям и т.д.

Мне нравится техническая работа, работа с людьми и т.д.

При планировании я акцентирую внимание на текущих проблемах, на достижении целей и т. д.

Я лучше всего общаюсь с другими один на один, в малой группе и т. д.

При использовании информации я предпочитаю опираться на конкретные факты, широкий обзор конкретных мнений и т.д.

Если есть возможность, то я избегаю длинных дебатов, незавершенной работы и т. д.

Когда я сталкиваюсь с проблемой, я применяю проверенные подходы, ищу новые решения и т. д.

Я особенно силен в запоминании дат, работе с людьми и т.д.

Когда я не уверен, что делать, полагаюсь на интуицию, ищу факты, возможность компромисса и т. д.

В обществе я обычно говорю с кем-то, обдумываю сказанное другими и т.д.

Если время торопит, принимаю решение и действую быстро, следую выбранным приоритетам и т.д.

Я хорошо запоминаю даты и факты, людей и т. д.

Мне хорошо работается с теми, кто энергичен, амбициозен и т.д.

Моя работа дает мне власть, признание и т. д.

Мои решения обычно практичны и прямы, учитывают потребности других и т. д.

В условиях стресса я становлюсь беспокойным, забывчивым и т.д.

Я не люблю терять контроль, следовать установкам и т.д.

Другие находят меня агрессивным, дисциплинированным и т.д.

Если принятие решений, затрагивающих только профессиональные характеристики директора, можно подчинить административному давлению сверху, то решения, связанные с необходимостью поступиться личными принципами, принять не так просто, подчас просто невозможно. Смещение двух профилей друг относительно друга при их наложении (профессиональные и личностные характеристики директоров школ) покажет нам, в какой степени директора при принятии решений готовы поступиться принципами. Это явление мы назвали административной аберрацией (см. табл. 2).

Основные выводы, или Грустить или каяться

Результаты исследования можно разделить на две группы: статистический портрет директора школы (по России и двум ее регионам) и характеристики стиля принятия решений когортами директоров (два региона и победители конкурса «Директор школы»).

1. Статистический портрет директора школы (РФ, Москва, Красноярский край).

Общая численность директоров школ в России впечатляет: по состоянию на 2012–2013 учебный год она составляет порядка 44,5 тысячи человек (74,4% — женщины). Думаем, что это наиболее массовая менеджерская профессия в стране, 60% которых живет в селе. При этом доля директоров в негосударственных общеобразовательных учреждениях находится на уровне 1,5% от общей численности (697 человек).

Если попробовать «нарисовать» портрет современного среднестатистического российского директора, то он выглядит примерно так: это женщина 40–55 лет с высшим образованием, которая работает на полную ставку в сельской государственной школе, имея дополнительную педагогическую нагрузку, первую квалификационную категорию и стаж работы в этой должности более 20 лет.

Обратите внимание: несмотря на поистине революционные изменения, произошедшие в стране в период ее становления (изменения в образовательной политике, организационно-финансовом статусе школ и т. д.), большинство директоров российских школ пребывают в должности более 20 лет (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. характеристики директоров школ по стажу работы

То есть значительной частью российских школ руководят «полевые командиры», сменившие директоров школ последнего советского призыва в первой половине 90-х. Что позволило им удержаться в кресле: повышенная восприимчивость к изменениям или эластичность взглядов, последовательность российской образовательной политики или ее поверхностное отношение к реальным процессам, происходящим в школе, — на этот комплекс вопросов статистика, к великому сожалению, не отвечает. Это, как нам кажется, задача последующих исследований.

Анализ кейсов директоров школ Ямало-Ненецкого автономного округа, которые в региональном профессиональном сообществе считаются лучшими, дает очень схожую характеристику. Это — одинокая женщина почтенного (близкого к пенсионному) возраста, которая хоть и имеет взрослых детей, но живет одна. Она — этот самый лучший директор, поработав в молодости в школе (еще при советской власти), сходила «во власть» и затем, выбрав сильную, достаточно обеспеченную во всех отношениях школу, вернулась в систему, став ее руководителем. Она обычно принадлежат партии большинства, в которую вступила уже в должности директора.

Гипотез на основании выше изложенной статистической информации можно сформулировать достаточное количество, но одна из них не требует дополнительной проверки.

Мы плавно входим в период массовой смены руководителей образовательных организаций по всей территории страны.

Учитывая же значимость этой профессии для системы образования, шире — всей социальной сферы, ее определяющую роль в отношении всех субъектов образовательного процесса к власти, руководителям муниципалитетов, регионов, страны, просто нельзя не задуматься о разработке и реализации комплексных программ подготовки управленческих кадров для школ. И речь здесь идет не только об образовательных программах подготовки школьных менеджеров (таких достаточно много). Нужно конструировать механизмы поиска претендентов на должность директора, находить варианты, которые создадут конкурс претендентов на руководство не только престижными школами, выстраивать систему постоянного обновления директорского корпуса и т. д.

Изучение нормативных и программно-целевых документов в области образования Москвы и Красноярского края показало, что руководители региональных органов управления образованием «проблемой директора школы» озабочены вполне серьезно.

Результаты анализа свидетельствуют, что уровень требований к профессиональной квалификации директора очень высок.

В обоих регионах директоров назначают на должность по результатам конкурсного отбора, а результаты деятельности образовательного учреждения учитываются как при аттестации, так и при назначении стимулирующих выплат.

Так, в Москве с 2013 года действуют новые правила конкурсного отбора кандидатов на должности руководителей образовательных учреждений.

Назначение директора осуществляется управляющим советом школы, решение которого возможно только по результатам конкурса, в котором участвовало не менее двух кандидатов. При этом кандидаты должны продемонстрировать отборочной комиссии, состоящей из профессионалов, которая утверждает их в качестве кандидатов на должность, определенный набор знаний и умений в области менеджмента.

В Красноярском крае ситуация аналогична: требования, предъявляемые к профессиональной квалификации директора при приеме на работу и в период аттестации, достаточно высоки. Назначение на должность производится учредителем с учетом заключения подразделения по вопросам государственной службы и кадров администрации губернатора Красноярского края. 

В качестве методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов используются групповые дискуссии, письменные тестовые испытания, обсуждение подготовленной кандидатом концепции развития школы, индивидуальное собеседование с конкурсной комиссией и т.д.

2. Характеристики стилей принятия решений руководителями школ Москвы, Красноярского края и победителями конкурса «Директор школы».

На диаграмме 2 представлены результаты стилей принятия решений тремя группами респондентов.

Диаграмма 2. Стили принятия решений директорами школ

В практике работы московских и красноярских директоров доминирует директивный стиль принятия решения.

Диаграмма показывает, что руководители школ хотят достигать ощутимых результатов, доминируя над подчиненными. Они ориентированы на решение задач, предпочитают их решать, применяя самые простые организационные схемы и опираясь на минимальное количество необходимых данных.

Согласно описанию стилей по А. Роу, таких директоров можно условно назвать «рациональными специалистами высокого класса». Они любят перемены, рассматривают ситуацию во всех деталях и принимают решение не торопясь, но в большей степени ориентированы не на людей, а на решение задач. Руководители, использующие подобные механизмы управления, весьма удобны для начальства, но вряд ли могут содействовать развитию профессиональных сообществ, то есть изменению характера взаимоотношений участников образовательного процесса.

Важно, что из этой картины резко выбиваются победители конкурса «Директор школы», примерно 60% которых регулярно используют концептуальный стиль в практике управления школой. Может быть, именно по этой причине они и лучшие?

Большой доле российских директоров школ присущ поведенческий стиль принятия решений.

Такого типа директора ориентированы на людей, восприимчивы к предложениям, легки в коммуникации, дружелюбны, но не ставят в приоритеты решение задач высокой когнитивной сложности, что слабо связано с работой организаций в режиме развития.

Еще более выпукло, на наш взгляд, демонстрируют иерархичность российской системы образования следующие диаграммы, на которых обнаруживается упоминаемый нами эффект административной аберрации.

Если диаграммы, характеризующие отношение московских директоров и победителей конкурса «Директор школы» к распоряжениям учредителя, можно трактовать по-разному, то практически зеркальная картина, полученная нами в Красноярском крае, показывает, что директора образовательных учреждений этой территории, выполняя распоряжения начальства, действуют не всегда, точнее, почти всегда против своих личных установок.

Диаграмма 3. Стили принятия решений директорами школ г. Москвы

Диаграмма 4. Стили принятия решений директорами школ — победителями конкурса «Директор школы»

Диаграмма 5. Стили принятия решений директорами школ Красноярского края

При явном противоречии между учредителем и директорами школ рассчитывать на эффективное проведение реформ сверху невозможно.

Полученные результаты демонстрируют наличие особенностей в стиле принятия решений директорами школ разных регионов. Вероятнее всего, региональные различия говорят о невозможности создания единой системы управления изменениями в России. В федеративных государствах возможно лишь общее рамочное регулирование. Впрочем, это достаточно очевидный, если не сказать, банальный, результат.

Полученные результаты позволяют также констатировать, что оценочные процедуры Всероссийского конкурса «Директор школы» (в том числе и изначально инициативный характер участия в конкурсе) позволяют выявить когорту директоров школ, применяющих отличный от других стиль принятия решений. Эти руководители склонны к концептуальному стилю принятия решений. Это означает, что они:

— готовы взять на себя ответственность при условии, что им дадут действовать независимо от власти (не потребителя образовательной услуги);

— в работе стремятся к поиску новых идей, а когда сталкиваются на пути с проблемами — ищут творческих решений;

— предпочитают работать с открытыми людьми, искать решения, общаясь с коллегами в групповой дискуссии.

Подводя итоги, следует отметить, что мы заполнили лишь два зала в галерее директоров школ российского образования. Пока полученная нами картина рассматривалась лишь в одном зеркале: участники конкурса «Директор школы». Ясно, что глобальные выводы делать пока рано, но одно можно сказать уже сейчас. Наши интуитивные представления о среднестатистическом директоре российской школы во многом совпали с картинкой, нарисованной статистическими данными, результатами простейших социологических измерений.

Что это означает? Ответ прост: надо продолжать наполнять галерею, искать и устанавливать все новые «зеркала». Уже сейчас мы начинаем второй этап исследования. Собираем материал по директорам школ Ставропольского, Пермского, Хабаровского и Краснодарского края, Новосибирской и Ярославской области, Санкт-Петербурга. Относительно зеркал — это, как нам кажется, должны быть и западные коллеги-директора, и менеджеры бизнес-предприятий. Одним словом, мы только в самом начале пути, который надеемся пройти вместе с вами.

Настоящая статья выполнена в рамках научного проекта НИУ ВШЭ 2014 года «Руководящие кадры (лидеры) российских школ: кто и как управляет обновлением образовательного процесса (российская часть международного сравнительного исследования Asia Leadership Project)». Авторы выражают благодарность профессору Альме Харрис, директору Института лидерства в образовании Университета Малийи и Мишель Джонс, заместителю директора, декану факультета менеджмента НИУ ВШЭ Николаю Борисовичу Филинову, а также студентам этого факультета Дмитрию Шевцову, Елене Бушуевой и Галине Калинкиной; руководителю системой образования Ямало-Ненецкого автономного округа Ирине Кенсориновне Сидоровой, Ольге Зайцевой, научному сотруднику ФИРО, сотрудникам Института образования НИУ ВШЭ, которые принимали участие в обсуждении замысла, дизайна и промежуточных результатов настоящего исследования.

-----------------------------------------

В целях раскрытия творческого замысла автора предлагаем Вам к просмотру фрагмент из художественного фильма «Республика ШКИД» Геннадия Полока. Автор сценария: Л. Пантелеев, Г. Белых (Источник заимствования: http://www.ivi.ru/watch/31825 )

** В целях раскрытия творческого замысла автора предлагаем Вам к просмотру фрагмент из телевизионного фильма «Хозяйка детского дома»  Валерия Кремнева. Авторы сценария: Виктор Ольшанский и Иосиф Ольшанский. (Источник заимствования:   http://www.youtube.com/watch?v=JF3gx5xHnos)

*** В целях раскрытия творческого замысла автора предлагаем Вам к просмотру фрагмент из художественного фильма «Игрушка» Франсиса Вебера (Источник заимствования: https://www.youtube.com/watch?v=swMmFBvMKsI)

**** В целях раскрытия творческого замысла автора предлагаем Вам к просмотру фрагмент из художественного фильма «Республика ШКИД» Геннадия Полока. Автор сценария: Л. Пантелеев, Г. Белых (Источник заимствования: http://www.ivi.ru/watch/31825 )

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.