Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Открытое дополнительное образование: основные понятия и прецеденты»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Открытое дополнительное образование: основные понятия и прецеденты»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №8 2014 г.
Рубрика материала: Методическое сопровождение
Авторы: Аверков Михаил Сергеевич, Ермаков Семен Вячеславович, Попов Александр Анатольевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (116409 байт)
 doc  скачать → (26681 байт)


   

 

Понятие «открытое образование»

Понятие открытого образования имеет для нас два разных, взаимодополняющих смысла. Во-первых, это помещение школьника в открытую образовательную ситуацию.

В такой ситуации учащийся сам может определять свою позицию и стратегию действия, двигаться к собственной, а не предложенной педагогом цели. Открытость образовательной ситуации удерживается открытой образовательной задачей.

Такая задача определяет общий контекст деятельности и материал, который может быть использован, но не ограничивает ученика по конкретным версиям и способам решения.

Во-вторых, это создание открытого образовательного пространства. Внутрь такого пространства в зависимости от поставленных учениками целей и выстроенных ими индивидуальных траекторий может втягиваться разный материал, который побуждает школьника конструировать собственный способ действия и собственную стратегию действовать в соответствии с логикой разворачивающейся ситуации.

Такое открытое пространство может быть смоделировано в масштабе образовательного погружения или отдельного учреждения, но оптимально, чтобы все окружение ученика (в масштабе населенного пункта, региона, профессиональных сообществ) могло быть в это пространство вовлечено.

С чем связана неизбежность появления такого образования?

Многие практики, замеченные и используемые нами и другими разработчиками открытых образовательных программ, вначале сложились как бы естественным образом и существовали вне образования, внутри других общественных институтов.

Необходимость интегрировать эти практики в образование, максимально использовать их возможности связана с кризисом в последние десятилетия таких базовых общественных институтов, как семья, профессиональные и «соседские» сообщества, со смещением границ допустимого и недопустимого, обязательного и возможного в разных возрастах.

Становится необходимым, как мы считаем, искусственно, проектно разворачивать средствами образования то, что прежде случалось как естественный эффект функционирования общественных институтов и норм.

Практики и программы открытого образования

Итак, мы ведем речь о практиках, которые отвечают на присущее подростковому и юношескому возрасту стремление к действию «от себя» и расширению горизонтов, выходу за пределы социальных институтов семьи и школы, непосредственного окружения (хотя бы и в воображении), к осуществлению личностно, социально, культурно значимого действия. Образно говоря: речь о стремлении к приключению.

В предыдущей статье мы приводили примеры таких практик (клубы ролевых игр и исторической реконструкции, компьютерные игровые сообщества, образовательный туризм, волонтерские объединения и т.д.

Отметим, что самих по себе этих практик для самоопределения и в целом взросления недостаточно. Необходимы образовательные формы, позволяющие взрослеющему человеку удержать целостность собственного действия.

Программы открытого дополнительного образования в отличие от таких практик (или точнее, в развитие таких практик):

— обеспечивают школьнику возможность собственного действия на этом (или другом) материале;

— дают ему опору для рефлексивного осмысления собственного действия, возможность отстраниться и увидеть собственное действие целиком;

— создают условия проектирования нового возможного действия не только из непосредственных желаний и интересов, но и на основе культурных моделей и принципов конкретной сферы деятельности.

Как мы уже говорили выше, такие программы строятся вокруг открытой образовательной задачи — содержательной и организационной конструкции, реализующей перечисленные возможности.

Мир наук, мир профессий и мир практик

Открытая образовательная задача строится вокруг модели практики, более универсальной, чем модель школьного или даже научного предмета, чем модель профессии.

Метафорически можно сказать, что если школа призвана ввести ученика в мир наук, сложившиеся формы дополнительного образования (кружки, студии, клубы по интересам), т.е. в одну из профессий, то открытое образование вводит взрослеющего человека в мир практик. Поскольку это принципиальное различие, остановимся на нем более подробно.

1. Мир наук, на основе которого строится предметная организация школьных знаний, предполагает, что действительность описывается разными типами законов. Существуют законы организации знания (логика), законы отношений и преобразований форм и величин (математика), законы организации живой и неживой материи (биология, физика, химия), законы жизни человека и человеческих сообществ (психология, социология, история, экономика), законы взаимодействия человеческих сообществ с окружающим миром (география, экология), законы форм человеческих представлений о собственной жизни (искусствоведение, религиоведение).

Такие законы действительно существуют и изучаются отдельными науками. И науками, возникающими в результате дробления наук, например физика уже в школе дробится на механику, термодинамику, электродинамику и так далее. И науками, возникающими на стыке наук. Школьная программа не успевает за этим, мир наук теряет целостность, а в результате теряет целостность картина мира, передаваемая школой.

В то же время наука как деятельность подразумевает, что о мире далеко не все известно. И вводить школьника (уже пробующего себя как будущего ученого) в мир наук есть смысл, если он сможет прожить хотя бы один раз опыт открытия, перехода от неизвестного к известному.

2. Мир профессий основан не на знаниях, а на технологиях. Точнее, на типах объектов, которые преобразуются в результате применения разных типов технологий.

На этом основана, например, известная «профессиограмма»: задаются отношения человек-человек, человек – природа, человек – машина, человек – знак… Но в современном мире технологии столь сложны, что такие простые типы, скорее, редкость. Сложность технологий определяется сложностью задач. А профессии — местами в решении этих задач.

Комплекс задач, научных знаний и технологий, которые могут быть применены для их решения, способы организации взаимодействия знаний, технологий и профессиональных позиций и есть практика.

3. Мир практик. Попробуем разметить своего рода карту того, что мы называем миром практик. На этой «карте» мы можем увидеть следующие типы практик.

— Социальные: создание новых форм организации социальной жизни.

— Культурные: создание новых культурных форм, отдельных произведений и культурных сред.

— Регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами.

— Антропологические: эмоциональное, физическое, волевое, духовное, интеллектуальное развитие и саморазвитие.

— Познающие: формы научной работы: наблюдение, описание, конструирование моделей основных явлений окружающего мира.

— Инженерные: проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи.

— Визуальные: конструирование наглядных представлений смыслов, образов, сценариев социального поведения и взаимодействия (например, кино, телевидение, сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн, разработка компьютерных игр и виртуальных сред).

Образовательная задача вводит школьника в одну из таких практик с опорой на современные технологические решения и научные знания.

Образование как решение открытых задач

Наиболее отработанные в открытом дополнительном образовании программы существуют в форме интенсивных школ. Интенсивная школа в форме погружения позволяет школьникам дистанцироваться от своей повседневности, заниматься в течение нескольких дней прежде всего тем, что интересно, и вместе с теми, кому это тоже интересно.

Но в отличие от, например, языкового погружения (где все в течение нескольких дней стараются говорить на языке) или спортивных сборов, где все бегают, или прыгают, или занимаются борьбой, в интенсивных школах открытого образования не предполагается, что все делают одно и то же.

Как уже было сказано выше, интенсивная школа строится вокруг открытой образовательной задачи. Остановимся на этом подробнее.

Открытой образовательной задачей мы называем такую задачу, которая:

— формирует проблемную ситуацию, задавая смысловое и понятийное противоречие;

— организует одновременно пробное практическое действие и его рефлексию (в зависимости от акцента поставленной задачи — рефлексию способов понимания или рефлексию мотивов действия);

— позволяет найти решение только за счет того, что понятийное знание, смысл, формы коммуникации превращаются в инструмент самоорганизации.

Такая задача может быть решена в групповой самоорганизации, позволяющей достичь результата за счет кооперации, гибкого разделения ответственности, соотнесения разных знаний и умений. Решая такую задачу, участник программы заведомо учится определять свою позицию в спектре возможных версий и внутри групповой коммуникации.

Связь же этого опыта с реальным самоопределением обусловлена тем, что сама обозначенная проблемная ситуация:

— должна иметь реальный смысл в прошлом, настоящем или возможном будущем;

— должна позволять хотя бы в игровом режиме присвоение ее как жизненной задачи.

Каждый шаг решения такой задачи должен включать в себя три такта:

— групповая работа: совместное действие, позволяющее проработать версию и «материализовать» ее, например, в теоретической модели, эскизе инженерного устройства, сценарии или пробной версии художественного произведения;

— представление результата: обсуждение версии представителями разных групп (отстаивающих свои версии) и экспертами; обсуждение может обнаружить как внутренние дефициты предложенной версии, так и ее нераскрытые возможности;

Эксперт в открытой образовательной задаче не ставит оценки и не излагает свою экспертную версию, это тот, кто имеет опыт собственного продуктивного действия в решении таких задач.

— рефлексия: понимание того, как можно строить дальнейшую работу с версией, как преодолевать внутренние дефициты, на какие из нераскрытых возможностей обратить внимание, а какие можно отбросить; для организации такой рефлексии необходима педагогическая позиция, отличная от позиции эксперта, — позиция тьютора.

В наиболее общем понимании, тьютор — педагог, оформляющий и сопровождающий индивидуальную образовательную траекторию ученика, выстраивающий рефлексию шагов образовательной траектории. Мы используем этот термин, поскольку в открытом образовании индивидуальная траектория ученика формируется именно из собственных проб, версий, решений о развитии этих версий и, уже как следствие, из обозначенных образовательных дефицитов и запросов.

Еще один важный эффект погружения: в замкнутой среде возрастает плотность коммуникаций, у педагогов появляется возможность управлять содержанием и формой этих коммуникаций. А еще определять правила жизни на некотором отрезке времени, создавать визуальный и звуковой фон, выстраивать, как в художественном произведении, темпоритм, оптимальный для работы со сложными смыслами и замыслами.

Длительность погружения определяется количеством рабочих тактов, соответствующим логике разворачивания образовательной задачи. Стоит еще предусмотреть время на общую рефлексию результатов, на осуществление пробных действий, если они требуют выхода «в поле»: исследования, анализа материалов, съемки, рисования эскизов или создания макетов…

Еще раз о примерах

Конкретные примеры таких программ были неоднократно описаны нами и нашими коллегами. В предыдущем материале мы кратко также останавливались на программах «НооГен» и «Школа кино и театра», в данном материале представим более развернуто еще несколько вариантов программ.

1. География человеческих перспектив

Программа состоит из четырех отдельных модулей (интенсивных школ-погружений). Принципиально важно, что между модулями у школьников есть время прочитать необходимую литературу, дистанционно пообщаться с другими участниками, в том числе с тьюторами и экспертами, придумать свои задачи и сформулировать свои ожидания на следующий модуль.

Почему география? Традиционно география считается очень скучной наукой, требующей запоминания большого количества фактов. Но современная география (например, «гуманитарная география» Б. Родомана, «урбанистическая география» В. Глазычева) интерпретирует пространство как возможность размещения разных процессов и проектирования этих процессов. Более того, курс географии для системы развивающего обучения (Б. Воронцов) вводит карту как универсальный принцип, не сводящийся к описанию земной поверхности.

Темы модулей программы

Технологические уклады — как организованы и размещены в пространстве процессы производства, в какие процессы может включиться современный выпускник, нужно ли ему для этого куда-то переезжать.

Культурные ландшафты — как влияют на организацию пространства способы представления о себе разных людей и сообществ, как появляются знаковые и памятные места, что позволяет эти места утвердить: архитектура, скульптура, ландшафтный дизайн, дизайн и топонимика городских пространств.

Ментальные модели — как отдельные люди, профессиональные, национальные и «соседские» сообщества представляют себе пространство, в котором они живут; как место, в котором живут школьники, представлено в мышлении политиков и корпоративных менеджеров; есть ли у места своя идентичность, и может ли конкретный школьник связать эту идентичность со своим поведением и мировоззрением.

Современные антропо-потоки — как меняется распределение человеческих ресурсов и возможностей на карте; люди рождаются, умирают, приезжают, уезжают, взрослеют, стареют, получают образование и профессию, меняют профессию; это связано с изменениями технологических укладов, культурных ландшафтов, ментальных моделей; школьник должен разместить свое будущее на многомерной карте, на которой все это учтено.

Исследуется место проживания участников программы или регион, который представляется перспективным.

Каждый модуль включает в себя три шага:

понятийный: группы образуются вокруг одного из базовых понятий темы модуля и прорабатывают свое понимание этого понятия;

аналитический: группы анализируют свое место проживания или перспективный регион с точки зрения выбранного понятия;

сценарный: группы фиксируют, моделируют сценарии развития своего места проживания или перспективного региона.

Участник может выбрать, ориентироваться ли ему на массовые рынки труда, исходя из собственных склонностей, или определить собственную рекордную стратегию (вулканолога, кинорежиссера, философа — эти практики заведомо не массовы).

География человеческих перспектив — программа сложно устроенная, захватывающая разные области предметного знания и разные профессиональные сферы. Но точно так же на основе образовательной задачи можно строить работу с конкретным профессиональным и предметным материалом.

2. Фабрика программирования

Основной процесс образовательной программы — разработка программного обеспечения.

Этот процесс включает в себя работу не только программиста (в у???? ??????зком смысле, человека, который создает работоспособный код на одном из языков программирования), но и дизайнера, формирующего внешний вид программы, удобный для пользования, аналитика, ставящего задачу для разработки, менеджера, организующего взаимодействие участников процесса между собой и с заказчиком.

Процесс начинается с формирования рабочих групп и постановки задачи. Такая задача может быть связана с конкретным заказом — за время существования программы ее организаторами наработаны связи со многими фирмами и учреждениями, заинтересованными в разработке недорогого и качественного программного обеспечения «под ключ», специализированного для конкретной ситуации.

Тема может вытекать из личного интереса участников, из желания сделать то, что еще никогда не делалось, — именно так и во «взрослой» IT-отрасли рождаются качественно новые продукты, на жаргоне отрасли — стартапы.

Работа групп, безусловно, сопровождается учебными курсами, сообщающими необходимые знания о языках программирования, типовых алгоритмах, необходимых дизайнеру законах визуального восприятия. Но принципиально происходит смещение акцентов.

Если в традиционных курсах программирования и дизайна все задачи — это типовые упражнения на закрепление пройденного, то в «фабрике программирования» весь учебный материал разворачивается от задачи, поставленной самими участниками.

Как правило, процесс разработки включает в себя несколько модулей-погружений и активную коммуникацию участников групп разработки между модулями. Это позволяет, например, уточнить набор учебных курсов для следующего модуля в зависимости от конкретной потребности рабочих групп.

Годичный цикл заканчивается презентацией разработанных продуктов для заказчиков и инвесторов.

Эта презентация не игровая, разработчики должны реально, за деньги, продать свой продукт или получить инвестиции в развитие стартапа.

Школьник может принять участие в нескольких годичных циклах, пробуя себя в разных позициях в группе разработки или совершенствуясь в выбранном направлении на разных задачах. Наиболее успешные выпускники программы, будучи школьниками или студентами, уже могут создавать собственные небольшие программистские фирмы.

В программе предусмотрены три педагогические позиции: наставники, кураторы, тьюторы.

Наставник — профессионал, носитель опыта собственных разработок и необходимых технологических знаний.

Куратор — начинающий профессионал, сопровождающий рабочие группы, в том числе организующий запрос к наставникам на конкретные профессиональные знания.

Тьютор — как и во многих других программах, помогает школьнику оформить индивидуальные приоритеты и запросы, определиться с уровнем притязаний, включиться в продуктивную коммуникацию.

3. Ожившая история

Основной дефицит «школьной» истории независимо от содержательного наполнения курсов и мастерства конкретного учителя состоит в том, что школьник воспринимает историю как то, что было давно и не с нами.

Герои прошлого не выглядят живыми людьми, их действия и мотивы их решений не видятся ни как то, что требовалось делать в конкретной ситуации, ни как то, что сформировало нашу современность.

Например:

— Зачем Хмельницкий присоединял украинские земли к России?

— Зачем царь Петр «рубил окно в Европу»?

— Почему крепостное право в России было отменено именно в 1861 году, ни раньше, ни позже?

— Чего на самом деле добивались большевики?

А эти и подобные вопросы важны не только для «расширения кругозора», но и для формирования идентичности (и проведения границ идентичности), для ответа на вопросы «кто я», «кто мы», «кто мои предки», «почему мы здесь». Для этого историю можно «оживить».

Программа может включать в себя произвольное количество модулей, связанных с ключевыми моментами мировой и отечественной истории.

Модуль начинается с лекции об особенностях эпохи, взаимодействии разных сил, основных конфликтах и противоречиях и распределения участников по группам, соответствующим разным общественным силам. Например, для эпохи реформ Александра II это могут быть крестьянство, уездное дворянство, чиновничество, разночинская интеллигенция, представители национальных меньшинств.

В первый день под руководством игротехника группа «вживается в образ», одновременно знакомясь и с конкретными фактами (включая географию, экономическую и демографическую статистику), и с особенностями уклада, взаимоотношений, вплоть до манеры общения, характерной для сословия или нации. Особенно интересно получается, если кто-то из школьников берется отыгрывать не «типичного» представителя выбранной группы, а конкретного персонажа, исторического или литературного.

Второй и третий дни — взаимодействие групп: каждая группа должна обозначить свои интересы для других и найти сторонников; как правило, этот процесс включает в себя несколько тактов обсуждения в группах и межгруппового взаимодействия с обозначением в конце рабочего дня достижений и точек конфликта.

Четвертый, последний день программы — это сравнение того баланса отношений, который сложился в результате взаимодействия групп в условном, игровом мире, с тем, чем разрешилась ситуация в реальной истории, анализ того, почему так получилось в реальности и в игре.

Конечно, описанные программы — сложная и дорогая вещь, прежде всего, по концентрации экспертного ресурса. В следующих статьях мы опишем существующие в регионах практики открытого дополнительного образования и покажем более простые в организации и тиражируемые формы, позволяющие удержать целостность открытой образовательной задачи, и формы, позволяющие выйти из образовательной (пробной) в реальную практику.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.