Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Системные эффекты создания и развития территориальных образовательных комплексов»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Системные эффекты создания и развития территориальных образовательных комплексов»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №3 2015 г.
Рубрика материала: Образовательная политика
Авторы: Каспржак Анатолий Георгиевич, Калашников Сергей Павлович, Голубкин Игорь Викторович

Файлы материала:
 pdf  скачать → (115178 байт)
 doc  скачать → (35368 байт)


   

 

Качественное образование для элиты или для всех?

Если обратиться к основным документам, определяющим ориентиры государства в сфере образования, то на первом месте в них будет стоять задача обеспечения реализации «конституционного права и равных изначальных возможностей на получение бесплатного образования высокого качества каждому гражданину…». Причем с учетом его (семьи) образовательных потребностей и возможностей.

Решать эту задачу можно двумя способами.

1. Путем создания элитных образовательных учреждений, что, однако, обеспечивает получения качественного образования не для всех, а лишь для малых групп населения.

2. Введением гарантированных государством стандартов образования, осваивая которые учащийся может «прокладывать» индивидуальную образовательную траекторию, и реорганизацией системы таким образом, чтобы она могла реализовать эти стандарты для всех.

Обе этих стратегии реализовывались в нашей стране параллельно. В конце 80-х — первой половине 90-х годов в связи с развитием инновационного образования, с одной стороны, появились новые виды образовательных учреждений повышенного уровня обучения (лицеи, гимназии в первую очередь), с другой — наступило время введения стандартов.

Предполагалось, что стандарт, во‑первых, является гарантом сохранения единого образовательного пространства в условиях вариативности реализуемых образовательных программ и, во‑вторых, предоставит учащимся возможность гарантированного получения образования определенного качества, обеспеченного с управленческой, финансовой, кадровой точек зрения.

Предложить достаточно обширное «образовательное меню», позволяющее получить образование не ниже установленных стандартов и с учетом индивидуальных потребностей и особенностей ребенка, как показывает международный опыт и практика работы новой российской школы, можно или в масштабах сети (территории), где присутствуют и являются доступными потребителю все виды образовательных учреждений, или в достаточно крупных образовательных организациях (комплексах).

Учитывая, что в условиях России в словосочетании «доступность качественного образования» ударение следует ставить на существительное «доступность» (расстояния в селах, пробки в мегаполисах и т. д.), сузим обсуждаемый вопрос до обсуждения системных эффектов, связанных с созданием и развитием территориальных образовательных комплексов.

Надо сказать, что за последние десятилетия в Москве было создано несколько широко известных образовательных комплексов. Они сложились как целостные образовательные учреждения (организации, называемые до последнего времени обычно центрами образования) со сложной структурой, организацией учебного процесса, образовательной средой, кадровым обеспечением и многим другим.

Создание же сети территориальных образовательных комплексов на настоящем этапе реорганизации дает возможность реализовать идею индивидуализации образования на практике уже не в масштабе отдельной школы, а в масштабе территории и региона в целом.

При этом финансирование комплекса равно сумме финансирования всех объединяющихся образовательных учреждений Образовательный же результат деятельности комплекса как территориальной образовательной системы является интегративным, превосходя просто сумму результатов каждой из подсистем, составляющих новое образование.

По замыслу реформаторов, системно значимым результатом этих преобразований должен стать перевод системы образования на соответствующие технологические «рельсы».

Основными инструментами, задающими этот результат, сегодня являются:

— реорганизация управления образовательными учреждениями (организациями) и ресурсами,

— прозрачный порядок финансирования государственных (региональных) обязательств в образовании.

Проанализируем основные системные эффекты и возможные риски создания и развития образовательных комплексов.

Рамка анализа

Прежде чем начать анализ результатов, эффектов и возможных рисков создания столичных территориальных образовательных комплексов, важно сделать несколько предварительных замечаний.

Для определения единиц опыта создания и деятельности уже существующих образовательных комплексов предлагается выбрать период в 20−25 лет до настоящего времени. Для определения фактических и вероятных рисков возьмем период до 2020 года.

Основанием для такого подхода служит и то, что наиболее известные комплексы начали складываться в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия, и то, что за срок от трех до семи лет происходит кардинальная смена приоритетов (ожиданий) родителей и учеников в отношении образования.

Сказать, куда и в какую сторону склонится ожидаемая, третья-четвертая со времени распада СССР смена этих приоритетов, весьма сложно. Особенно усложняется задача в связи с возросшей динамикой изменений, происходящих в мире, и последствий этого для России.

В частности, можно предположить, что начавшееся сегодня падение доходов «среднего класса» приведет к росту занятости родителей и параллельно росту ожиданий от образовательных учреждений, работающих в режиме «школы полного дня», к сокращению доли домашнего образования при одновременном росте расходов на репетиторство и дополнительное образование.

Неочевидно, что такие изменения несут только положительные последствия для столичных территориальных образовательных комплексов, как вновь создаваемых, так и давно существующих.

С большой степенью вероятности можно утверждать, что негативным фактором станет увеличение нагрузки педагогов при сохранении уровня заработной платы. В случае «взрывного» увеличения нагрузки одним из негативных последствий — потенциальных рисков — может стать общее снижение качества педагогической работы.

Кроме того, наметившийся и подкрепленный схемой подушевого финансирования переход к технологической организации системы образования завершится примерно в эти же сроки.

Негативным следствием, в случае если не будут заданы новые горизонты развития системы образования на среднесрочную перспективу, станет заметное снижение финансирования столичных территориальных образовательных комплексов, как по линии проекта «125 школ», так и для всех образовательных учреждений за счет снижения или замораживания величины норматива подушевого финансирования в условиях роста инфляции.

Крупные образовательные учреждения в таком случае примерно к 2018−2020 годам могут оказаться уязвимыми и в финансовом отношении.

Ситуация реформ: 20 лет назад и в настоящий момент

Существует несколько отличий формирования образовательных комплексов (центров образования) в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия и сейчас, в первом-втором десятилетии третьего тысячелетия.

1. Эпоха приватизации в общем виде, по крайней мере по отношению к образованию, завершилась.

Если в 90-е годы можно было присоединять здания и расширять образовательное учреждение относительно легко в силу отсутствия других претендентов, то со временем делать это все труднее.

На каждый такой проект находится альтернативный вариант использования зданий (внутри системы в том числе), других объектов инфраструктуры, и всегда найдутся недовольные любым решением, так как вокруг образовательных учреждений сложились групповые интересы родителей, общественности, педагогов.

Кроме того, «борьба» за освободившиеся помещения обостряется еще и потому, что заработали эффекты от введения принципа нормативно-подушевого финансирования и руководители школ, которые почувствовали, что демографическая яма пройдена, готовы привлекать новых учеников, для чего нужна современная инфраструктура, то есть дополнительные площади.

Однако набирающий темпы процесс создания столичных территориальных образовательных комплексов сегодня рассматривается и будет рассматриваться рядом его участников как в первую очередь ущемление прав родителей, учащихся и педагогов, которые «страдают» от любых нововведений.

Региональный управленец как субъект образовательной политики недовольным не рассматривается, а представляется, скорее, как распределитель финансовых средств.

Объективные условия функционирования региональной системы образования, право и обязанность руководителей принимать управленческие решения на продолжительный срок в расчет разгневанной общественностью также не принимаются.

2. Сегодня в сравнении с 90-ми годами прошлого века затруднена и кадровая политика в образовательных учреждениях, особенно во вновь создаваемых столичных территориальных образовательных комплексах.

С одной стороны, это связано с юридическими ограничениями, с другой — отсутствием содержательного диалога между различными участниками: педагогами, родителями, руководством образовательных учреждений.

Как следствие, любые действия руководства могут привести к появлению жалоб, слухов, публикаций и т. д. Первым делом дается негативная оценка действий администрации, без уточнения ее позиции, а уже исходя из нее, совершаются те или иные действия.

При налаженном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса со стороны руководства столичных территориальных образовательных комплексов количество таких инцидентов будет минимально.

3. Следующее отличие — грамотность родителей выросла на порядок. «Средний класс» активно посещает тренинги, семинары и другие мероприятия и т. д. Тема образования детей является одной из самых актуальных в сети. Сегодняшние родители на уровне слов разбираются в образовательных технологиях, подходах, активно обмениваются мнениями о школах, педагогах, ситуации в образовании, причем исходя не из здравого смысла, традиций, как это было в начале 90-х, а на основании вполне валидной информации.

Образовательные комплексы с самого начала своего появления жадно впитывали все, до чего могли дотянуться: методики, технологии, другие формы учебной работы, носители знаний, не традиционные для школы. Шло насыщение образовательной среды, резко обедневшей в результате финансирования по остаточному принципу системы образования в 80−90-е годы.

Далеко не всегда было ясно, что сработает в дальнейшем, но среду комплекса как большой и необычной школы необходимо было насытить, создать своего рода перенасыщенный «раствор». По словам Рывкина А. А., директора Центра образования № 1311 «Измайлово»:

«…построить качественную школу, не сделав запредельные возможности, не навязав, не притянув сюда огромное количество всего того, что существует в культуре, качество не построишь. Качество можно построить, только если есть избыток чего-то. Нет избытка, и не будет качества. Мы такой избыток начали активно привлекать с конца восьмидесятых годов. И все это дало очень серьезное качество, в том числе дополнительное образование…».

Такая нацеленность совпадала с ожиданиями родителей нового качества образования в условиях появления новых типов рабочих мест и новых профессий, смены социальных ориентиров на экономическое благополучие и индивидуальные достижения.

Поэтому активные школы довольно быстро и заслуженно получили общественное признание. К тому же московские директора отчетливо понимали, что ориентироваться надо на территорию, где находится создаваемый комплекс, и активно набирали сторонников из числа педагогов, родителей, учащихся, др. Одновременно с этим интенсивно шел процесс определения новых целей и задач образования, определялось реальное практическое содержание образовательных программ, которые комплексы реализовывали.

Целеполагание деятельности образовательных комплексов, педагогических коллективов, как и в любой другой сфере, является ее основой. Здесь кроется еще один риск для реформирования системы образования — это отсутствие целеполагания.

Для общения с административными структурами целеполагание не является обязательным, а для построения качественного образования — является. Увлечение нормативными показателями, например, как единственным способом оценки деятельности в отсутствие содержательной оценки качества образовательного процесса может превратиться в отчетность «для галочки».

Преимущества создания столичных территориальных образовательных комплексов

Цели создания столичных территориальных образовательных комплексов — повышение качества образования благодаря концентрации ресурсов и реорганизации столичной системы образования. Учитывая масштаб региональной системы образования г. Москвы, это серьезный аргумент «за». По мнению руководства департамента образования города, это должно привести к созданию «качественной массовой школы, которой доверяют».

По итогам многочисленных зарубежных исследований можно сформировать список преимуществ образовательных комплексов (больших школ) перед обычными школами.

1. Ресурсные преимущества

Образовательные комплексы имеют явные ресурсные преимущества перед малыми школами.

Это касается и ресурсов для оплаты труда педагогов, и предоставления учащимся дополнительных образовательных услуг, формирования образовательной среды, влияния на социальный и культурный уровень территории, отбора педагогических кадров, а также их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Не менее важным ресурсом является численность учащихся, обучаемых по единой образовательной программе, предусматривающей, что важно, возможность построения индивидуальных образовательных траекторий, но объединенных едиными требованиями к уровню достижений учащихся и системой обеспечения качества образования.

В настоящий момент, с начала 2000-х годов, в ряде российских вузов появились и развиваются различные элементы современного образования и подготовки кадров. К ним относятся исследовательские центры, лаборатории, корпоративные университеты крупнейших российских компаний.

Долгосрочные длительные контакты учащихся с такими вузами значительно упрощаются при появлении образовательных комплексов.

С одной стороны, уменьшается количество организаций, выстраивающих сотрудничество с вузами и другими образовательными учреждениями после школьного образования.

С другой стороны, для вузов и сотрудничающих с ними компаний увеличивается привлекательность сотрудничать с крупными комплексами, имеющими свое «лицо», свои особенности и образовательные наработки.

2. Организация профильного обучения

По оценкам руководителей образовательных комплексов Москвы, до 80% детей первично (на уровне 7−10-х классов) делают неточный выбор профиля. Обычно учащиеся делают выбор профиля обучения, ориентируясь на привычное здание (естественная боязнь каких-либо перемен), дружеские отношения с одноклассниками, симпатии / антипатии к конкретному педагогу и пр. Другими словами, выбор нередко осуществляется по основаниям, не имеющим отношение к образованию — собственно профильному обучению.

В малых учебных учреждениях этот момент усиливается из-за малого числа профилей, ограниченных возможностей по их дополнению и изменению.

Смена учеником профиля в малой школе может быть затруднена в силу ограниченности таких возможностей в ней.

Очевидно, что образовательный комплекс обладает такими возможностями в большей степени.

Налицо существенная для качества образования характеристика и одновременно преимущество образовательного комплекса — точный выбор учащимися профиля для себя и возможности его обеспечения. Образовательные комплексы имеют большие возможности и по предварительной профессиональной ориентации учащихся, и по дальнейшей коррекции первоначального выбора профиля учащимся.

3. Кадровое обеспечение

Как показывает имеющаяся в Москве практика взаимодействия школ с учреждениями высшего образования, образовательные комплексы, обладая разнообразными ресурсами (в первую очередь большим количеством потенциальных потребителей услуги) напрямую сотрудничают с вузами, центрами дополнительного образования и другими организациями, включенными в проблематику образования. Заинтересованность в таком сотрудничестве обоюдная.

Имея большую свободу в части составления расписания, временного перераспределения и подмены педагогов, финансовые возможности, большие школы, во‑первых, становятся более привлекательным, нежели традиционная школа, работодателем, что дает им больше возможностей по отбору педагогов и привлечению различных специалистов, и, во‑вторых, могут чаще и более адресно отправлять педагогов на курсы, семинары, конференции, стажировки, пр.

4. Организация индивидуальной работы

Изучение ситуации показывает, что в малых школах нагрузка педагога по ведению им индивидуальной работы обычно невелика. Опыт образовательных комплексов и в России, и за рубежом показывает, что это вынуждает руководство и педагогический коллектив прилагать усилия по решению данного вопроса.

В итоге в практику работы образовательных комплексов внедряются современные способы организации индивидуальной работы учащихся, ее сопровождения и замеров индивидуальных результатов.

5. Индивидуальная траектория и образовательная мобильность учащихся

Еще одно преимущество, недоступное малым школам, состоит в том, что внутри крупных образовательных комплексов легче выстраивать «лифты» для учащихся (в том числе социальные), задавать индивидуальные образовательные траектории, максимально полно обеспечивая их ресурсами.

Сама среда становится более насыщенной, индивидуализированной и конкурентной в части содержания образования.

Значимо и то, что любое содержание, приобретаемое человеком, конкурентно. Человек растет и развивается среди людей, содержание «живет» и развивается в сообществах, коллективах, клубах и других средах.

В небольших школах среда более индивидуализирована изначально, но успешными из их числа могут быть только элитные школы, которые, во‑первых, отбирают учащихся, а во‑вторых, создают насыщенную образовательную среду за счет дополнительного (по отношению к среднему) финансирования. Функции образовательных комплексов другие: это формирование качественного массового образования, образования для всех.

С точки зрения родителей, перевод системы массового образования в новые, технологически более современные формы образовательных учреждений повышает шансы учащихся трудоустраиваться на новые рабочие места, успешно выстраивать свою траекторию в новой, стремительно меняющейся жизни.

6. «Эластичность» столичной системы образования

Создание столичных территориальных образовательных комплексов повышает «эластичность» системы образования, ее способность оперативно и без существенного роста капитальных затрат менять количество принимаемых на обучение детей, перегруппировывать их.

Так, например, в начале 90-х годов прошлого века значительная часть социальных объектов (детских садов и др.) была приватизирована за ненадобностью с точки зрения бюджетов всех уровней. В 2000-х же годах потребовались огромные усилия и финансовые затраты на восстановление сети детских садов и других объектов социальной инфраструктуры.

Учитывая, что демографические колебания будут и впредь происходить, можно предположить, что одной из важнейших технологических характеристик создаваемых образовательных комплексов является «эластичность» всей системы образования.

Другими словами, при укрупнении объекта управления его возможности на «сжатие» и «расширение» при колебаниях прироста населения возрастают, не требуя значительных капиталовложений.

Это, в свою очередь, позволяет нивелировать издержки роста численности учащихся для самих учащихся, избегая вынужденного формирования больших классов и групп, что уже начинает происходить от детского сада до получения аттестата о среднем образовании.

Вместо заключения, или не будет ли благими намерениями дорога в ад вымощена?

Итак, как показывает все выше сказанное, аргументов в пользу создания территориальных образовательных комплексов достаточно. Вместе с тем вопрос: «Почему все москвичи так боятся и этой реформы?» — остается. Нам видится, что причины эти скорее лежат в другой, нежели мы рассуждали, плоскости. Разговор шел о том, что и почему надо делать, опасения же связаны с тем, как это будет сделано.

Практика российских реформ социальной сферы в целом и образования в частности показывает, что чиновники чаще всего не вдаются в детали, решают задачу не с целью разрешения проблемы, а для представления результата начальству. Они привыкли действовать по единому шаблону. Велика вероятность того, что реструктуризация школ, расположенных в центре города и на окраине, будет проведена без учета специфики территории, интересов всех субъектов образовательной системы столицы.

Думаем, что и средства кто-то обязательно захочет сэкономить и отчитаться перед начальством о досрочном исполнении директивы охотников найдется немало. Так что опасения тех, кто боится, что благими намерениями будет дорога в ад вымощена, имеют под собой определенные основания.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.