Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Федеральный государственный контроль (из опыта работы министерства образования и науки Ульяновской области)»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Федеральный государственный контроль (из опыта работы министерства образования и науки Ульяновской области)»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №8 2015 г.
Рубрика материала: Оценка качества
Авторы: Батанова Марина Алексеевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (102937 байт)
 doc  скачать → (27609 байт)


   

 

Главной для государства и общества характеристикой системы образования является его качество — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень соответствия федеральным государственным образовательным стандартам… и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Федеральной целевой программой развития образования на 2016−2020 годы определена задача — формирование востребованной системы оценки качества образования. Оценку степени соответствия образовательной деятельности федеральным государственным образовательным стандартам дает государство путем проведения государственной аккредитации и осуществления федерального государственного контроля качества образования.

Государственный контроль в системе оценки качества образования

Федеральный государственный контроль качества образования относится к государственному контролю (надзору) в сфере образования и является полномочием Российской Федерации, переданным для осуществления субъектам Российской Федерации.

Федеральный государственный контроль качества образования как государственная функция за последние пять лет претерпел много изменений: от всеобъемлющей оценки образовательной деятельности до оценки результатов освоения образовательной программы. Однако с внесением изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный контроль качества образования обрел свои рамки — оценка содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

В Ульяновской области федеральный государственный контроль качества образования осуществляет министерство образования и науки Ульяновской области. Непосредственным исполнителем данной государственной функции является структурное подразделение министерства — департамент по надзору и контролю в сфере образования.

Осуществляется федеральный государственный контроль качества образования посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

С 11 января 2015 года по результатам проверки качества образования образовательным организациям не выдается предписание и к ним не применяется понятие «нарушение требований». Содержание государственной функции существенно изменилось, предмет проверки расширился.

В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам министерство образования и науки Ульяновской области приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия на срок, не превышающий 6 месяцев.

До истечения срока устранения выявленного несоответствия министерство образования и науки Ульяновской области должно быть уведомлено организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение 30 дней после получения уведомления министерство образования и науки Ульяновской области проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия.

В случае если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

В первом полугодии 2015 года по результатам проверок специалистами министерства было приостановлено действие государственной аккредитации у двух общеобразовательных организаций. В течение трех месяцев образовательные организации устранили несоответствия содержания подготовки обучающихся ФГОС, и действие государственной аккредитации было возобновлено.

Таким образом, можно сделать вывод об ужесточении контроля за содержанием и качеством подготовки обучающихся, последовательной реализации приоритетной задачи государства — получения гражданами качественного образования.

Большое значение приобретает методическое сопровождение деятельности образовательных организаций по вопросам федерального государственного контроля.

Осуществление федерального государственного контроля качества образования посредством проведения проверок качества образования обеспечивается на нескольких уровнях:

— на нормативно-правовом;

— информационно-методическом;

— экспертном.

С целью нормативного правового обеспечения реализации переданного полномочия по осуществлению государственного контроля качества образования в регионе принят соответствующий регламент.

Административный регламент содержит требования ко всем административным процедурам, которые осуществляют специалисты департамента по надзору и контролю в сфере образования, информационной открытости государственной функции. Информационно-методическое обеспечение федерального государственного контроля качества образования включает в себя:

— размещение информации об осуществлении государственной функции в открытом доступе (сеть «Интернет», публикации в СМИ, госпорталы);

— разработку и издание методических материалов по вопросам проверок качества образования, адресованных администрации образовательных организаций и экспертам.

С целью профилактики несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС специалистами департамента по надзору и контролю в сфере образования осуществляется подготовка аналитических материалов по результатам проверок, выявляются типичные нарушения, причины их возникновения. Данные материалы направляются во все образовательные организации региона для изучения, применения в работе, проведения внутреннего аудита. Также разъясняются компетенция образовательных организаций и ответственность за те или иные нарушения.

Инструментом профилактики нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов является разработанная департаментом по надзору и контролю в сфере образования и ОГАУ «ЦСНК» информационная система мониторинга качества образования, которая размещена на портале системы контроля и анализа данных (далее — СКАД).

Данная информационная система была представлена на Образовательном форуме - 2014 и предназначена для использования всеми общеобразовательными организациями Ульяновской области как методическая основа функцио­нирования внутренней системы оценки качества образования.

СКАД охватывает все стороны образовательной деятельности:

— регламентация образовательной деятельности (локальные акты);

— соответствие основной образовательной программы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

— качество освоения образовательных программ;

— условия реализации основной образовательной программы.

В настоящее время все образовательные организации в регионе используют данную информационную систему. Экспертный уровень обеспечения федерального государственного контроля качества образования представлен деятельностью департамента по сопровождению экспертной деятельности и привлечением экспертов к проведению проверок качества образования.

С 2015 года каждая проверка качества образования в Ульяновской области сопровождается привлечением экспертов. Отсутствие в ФГОС требований к содержанию образования, вариативность образования, широкие компетенции образовательных организаций создают условия для реализации запросов участников образовательного процесса, но при этом нуждаются в экспертной оценке.

Участие экспертов при проведении проверок качества образования позитивно отражается на обмене опытом реализации образовательных программ, является антикоррупционным фактором, обеспечивает объективность результатов мероприятий по контролю.

Развитие различных форм экспертной деятельности позволяет повысить эффективность проведения проверок качества образования. Эксперты могут посещать образовательные организации в соответствии с распоряжениями о проведении проверок. С целью оптимизации экспертной деятельности экспертам предоставляется доступ в Информационную систему мониторинга качества образования с целью оценки образовательной деятельности проверяемых организаций.

Деятельность департамента по надзору и контролю в сфере образования направлена на создание и функционирование системы работы с экспертами.

В 2014 году была проведена работа по аккредитации граждан в качестве экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю.

Для экспертов проводились консультации, мастер-классы, обучающие семинары. Таким образом, качественный и количественный состав экспертов в течение 2014/2015 учебного года существенно обновился.

В соответствии с требованиями законодательства с целью аттестации экспертов разработаны и приняты следующие документы:

— критерии аттестации экспертов, положение об аттестационной комиссии министерства образования и науки Ульяновской области по аттестации экспертов и ее состав;

— формы заявления гражданина, претендующего на получение аттестации эксперта, описи документов, прилагаемых к заявлению об аттестации эксперта;

— порядок проведения квалификационного экзамена по оценке соответствия критериям аттестации экспертов;

— перечень видов экспертиз, для проведения которых министерству образования и науки Ульяновской области требуется привлечение экспертов;

— правила формирования и ведения реестра экспертов, привлекаемых министерством образования и науки Ульяновской области к проведению мероприятий по контролю.

В соответствии с установленным порядком аттестации экспертов была организована аттестация 56 экспертов, привлекаемых министерством образования и науки Ульяновской области к проведению мероприятий по контролю, сформирован реестр экспертов, открытая часть которого размещена на сайте департамента.

Учитывая новые тенденции государственного контроля (надзора) в целом, ключевым моментом становится информационная открытость контрольно-надзорных органов. В целях обес­печения такой открытости:

— департаментом по надзору и контролю в сфере образования ежегодно формируется доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, который, как и сведения о проведенных проверках, размещается в сети «Интернет»;

— специалистами ежегодно разрабатываются методические и аналитические материалы для руководителей образовательных организаций по вопросам федерального государственного контроля качества образования;

— с целью профилактики нарушений требований ФГОС департаментом проводятся семинары, круглые столы, совещания с администрацией образовательных организаций.

В Ульяновской области в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011−2015 годы:

— была создана региональная модель сис­темы оценки качества образования, включающая в себя процедуры регламентации образовательной деятельности по образовательным программам разного уровня;

— с 2011 года активно используются технологии интернет-тестирования обучающихся при проведении федерального государственного контроля качества образования, государственной аккредитации, мониторинга системы образования, независимой оценки качества образования, функционировании внутренней системы оценки качества образования.

Проблемы и пути их решения

Несмотря на сложившуюся практику осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также на реализацию мероприятий по развитию оценки качества образования, предусмотренных Федеральной целевой программой развития образования, на сегодняшний день можно выделить несколько проблемных моментов, требующих решения:

— качество, количество и доступность измерительных материалов для проведения оценочных процедур;

— законодательно так и не определено понятие системы оценки качества образования, что создает сложности при функционировании региональных и внутренних систем оценки качества, реализации мероприятий по проведению оценки качества образования;

— отсутствие единых подходов и принципов к формированию региональных и внутренних систем оценки качества образования.

Указанные проблемы существенно затрудняют как оценку качества образования в рамках федерального государственного контроля качества образования, так и независимую и внутреннюю оценку качества образования в образовательных организациях, тем самым снижая их эффективность.

В школах основные общеобразовательные программы реализуются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Стандарты призваны обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства. Стандарт как рамочный документ определяет требования к результатам освоения программ, условиям реализации, к структуре образовательной программы.

При этом расширение полномочий образовательных организаций требует не только контроля со стороны государства, но и нормативного, методического сопровождения образовательной деятельности, постоянного профессионального роста педагогических работников.

Знание специфики и опыт реализации полномочий по федеральному государственному контролю качества образования позволяет утверждать: в основе качества лежит правильно выстроенная система его оценивания. Именно такой подход к осуществлению федерального государственного контроля качества образования и решению вышеуказанных проблем превращает качество образования в инструмент влияния на экономику и развитие человеческого потенциала.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.