Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Формулируем цели образовательной деятельности. На что обратить внимание?»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Формулируем цели образовательной деятельности. На что обратить внимание?»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №8 2015 г.
Рубрика материала: Методическое сопровождение
Авторы: Пивоваров Александр Анатольевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (109937 байт)
 doc  скачать → (32930 байт)


   

 

Процесс и результат

Современные теории управления рассматривают два подхода к организации деятельности. Первый ориентирован на функциональный процесс, а второй — на планируемый заранее результат. В первом случае, следуя выражению Наполеона, главное — в драку ввязаться, а там посмотрим, что получится. При этом реализуется хорошо известный философский принцип Э. Бернштейна: «Движение — все, конечная цель — ничто».

Если под конечной целью понимается, что процесс, воздействующий на некоторый объект, прекращается при достижении цели, то данное высказывание справедливо.

При этом:

— в случае прямой постановки конечной цели (сначала ставится цель, затем определяются способы ее достижения, например: триединая дидактическая цель урока) можно выделить несколько промежуточных целей;

— если конечная цель ставится опосредованно (выделяется некоторый процесс), то промежуточные цели практически не выделяются.

То есть в этом случае цель сама по себе не является предметом управления.

Управление по результатам обязательно требует выделения цели деятельности.

При этом цель рассматривается как образ планируемого результата. Здесь важно подчеркнуть, что под управленческой целью понимают только прогнозируемый результат деятельности, а не какие-либо требования к формам, видам или условиям этой деятельности. Поскольку в новом ФГОС большое внимание уделяется результатам освоения основных образовательных программ, второй подход рассмотрим более подробно.

Цель и задача

Цель часто путают с задачей. Чтобы разобраться, отметим, что цель обычно отвечает на вопрос: «Чего нужно достигнуть?», а задача — на вопрос: «Как этого можно сделать?».

Рассмотрим пример: «Строительство нового спортивного зала» — это цель или задача? Конечно, для бригады строителей это и есть конечная цель — то, чего ей нужно достигнуть. Но, например, для школы «строительство нового спортивного зала» — все же не цель, а задача — инструмент достижения иной цели — повышение качества здоровья обучающихся.

Другой пример — цели и задачи создания информационно-образовательной среды школы. Целью создания информационно-образовательной среды школы является: … Повышение качества образования… [с <было> по <стало>].

Задачи создания информационно-образовательной среды школы:

— замена устаревшего оборудования на технику, отвечающую современным требованиям;

— снижение затрат, связанных с документооборотом школы;

— повышение эффективности работы администрации (скорость и обоснованность принятия управленческих решений).

Формулировка цели

Кажется, педагогическая наука современности уже дошла до пределов дискретизации и детерминизации знаний во всех областях. Однако, как это часто бывает в подобных случаях, от ее пристального внимания ускользают многие интегральные и вероятностные сущности. Существующие формулировки цели образовательной деятельности (равно как и задачи) часто весьма расплывчаты и неконкретны и не ориентированы на результат. Например, «создать условия для развития творческого воображения».

О чем здесь идет речь: о создании условий или все же о творческом воображении? На что направлена педагогическая деятельность? Если на создание условий, то не уходит ли такая деятельность далеко в сторону от педагогики и можно ли достичь таким образом того качества образования, которое требуется ФГОС?

Рассмотрим особенности формулировки цели в следующей таблице. Здесь во втором столбике формулировка цели начинается со слов «Создание условий для …», а в третьем столбике конкретно — «развитие творческого воображения». Проследим, как меняются акценты педагогической деятельности (табл. 1).

Таким образом, мы видим, что в первом случае, как правило, конкретного результата достичь нельзя, поскольку трудно догадаться, о каких условиях идет речь.

Значит, без всякого сожаления в формулировке цели можно отказаться от «создания фантомных условий», а сразу перейти к способам педагогического влияния, поскольку результат деятельности является прямым следствием педагогического воздействия на ученика.

Требования к формулировке

Необходимо отметить, что современные подходы к формулировке управленческих целей образовательной деятельности находят свое отражение в теории управления посредством требований:

— конкретности;

— реальности;

— контролируемости целей.

Совершенно не отвечают этим требованиям цели, которые начинаются со слов: «создавать условия», «способствовать», «совершенствовать». Такие цели нельзя проверить по определенным параметрам, кроме того, они бесконечны во времени. Вряд ли соответствуют современным управленческим подходам такие цели, которые ставятся перед педагогами образовательных организаций, как: «использование лекций и семинаров», «привлечение в учебно-воспитательный процесс новых технологий обучения» и т. д.

По этой причине некорректны такие формулировки, как: «В своей деятельности мы преследуем следующую цель». Цель вообще нельзя преследовать, догонять, искать!

Таблица 1. Формулировка цели педагогического действия

 

Акцент деятельности

Создание условий для развития творческого

воображения

Примечание

Создание условий для…

Развитие творческого воображения

Направление педагогического воздействия

Вовнутрь, на себя (кто должен создавать условия?)

Вовне, на обучаемого (у кого должно происходить развитие творческого воображения?)

 

Вид педагогической деятельности

Изменение образовательного пространства: создание дидактических, раздаточных материалов, подготовка ИКТ

Включение ученика

в образовательную среду: технологии, методы, способы, приемы

 

Время действия

До урока (время неограниченно)

Во время урока (время ограниченно)

Есть временные границы

Продукт педагогической деятельности

Эффект: мотивация, повышение интереса к предмету

Результат:

— вопросы,

— фантазии,

— мыслеобразы,

— тезисы

Появление (проявление) результата видно. Мы видим постепенное (как раньше на фотобумаге) появление результата. Эти результаты можно зафиксировать, то есть измерить, «оцифровать», следовательно, сделать вывод, что цель урока достигнута

Технологичность

Непроверяемая, бесконечна во времени

Достижима, конкретна, образна. Состоит из подцелей

R = R1+R2+R3, каждый достигнутый результат становится средством достижения следующего

Смысл педагогического действия

Цель «преследуют»

Цель «ставят» и достигают, приближаются к ней

 

Соответствие ресурсам

Не соответствует

Соответствует

 

Результат

Случайный

Закономерный (ожидаемый, планируемый)

 

От четкой и грамотной постановки (формулировки) цели напрямую зависит и результат деятельности.

Для того чтобы формулировка была грамотной (технологичной), необходимо ее соответствие определенным требованиям. В концепции «управления по целям» (англ. management by objective) (также «управление по результатам») для достижения эффективности при постановке цель (или, точнее, планируемый результат) проверяется по критериям акронима SMART:

— Specific — конкретная, определенная. Цель «немедленно нажимать кнопку Enter не является четкой, альтернативой будет нажимать на кнопку Enter после завершения абзаца».

— Measurable — измеримая. Цель должна подразумевать количественную измеримость результата, то есть, говоря современным языком, цель должна быть оцифрована.

— Achievable — достижимая. Цель должна быть выполнимой для конкретного исполнителя.

— Relevant — соответствующая контексту. Достижение цели должно быть обеспечено ресурсами.

— Timed/Time-bounded — привязанная к точке/интервалу времени. Нет привязки — нет цели.

Если хотя бы на один из этих параметров нельзя ответить утвердительно, то это не цель, а мечта. Например: «Я хочу жить лучше». Данное утверждение недостижимо, поскольку нет четкого ориентира, что значит «жить лучше».

Триединая дидактическая цель

От грамотности формулировки цели образовательной деятельности зависит и качество формулировки триединой дидактической цели урока. Однако в педагогической практике формулировки деятельности педагогов на уроке весьма далеки от самого понятия цели. Цель явно не выделяется, она превращается в подобие ультрафиолетовой и инфракрасной области спектра. В качестве примера приведем формулировки триединой дидактической цели участников конкурса «Учитель года» Кировской области.

1. История. 5-й класс. Тема урока: «Золотая Орда»

Образовательная цель. Создать условия для выявления причинно-следственных связей между процессами собирания русских земель вокруг Москвы и успехами в решении внешнеполитических задач на примере взаимоотношений с Ордой. Комментарий. Сформулированная подобным образом цель недостижима, поскольку непонятно, о каких именно условиях идет речь.

Образовательная цель после корректировки: выявить причинно-следственные связи между процессами собирания русских земель вокруг Москвы и успехами в решении внешнеполитических задач с Золотой Ордой.

Резюме. В указанной формулировке цель вполне конкретна и достижима на уроке. Выявить причинно-следственные связи можно.

Развивающая цель. Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний, оформление выводов). Комментарий. Цель не имеет временных границ, так как непонятно, сколько времени можно «продолжать обучение интеллектуальным приемам». О каких приемах конкретно идет речь?

Развивающая цель после корректировки: научить приемам выделения главного, структурированию учебного материала, систематизации знаний, оформлению выводов.

Резюме. Данная формулировка соответствует образовательной цели. После выявления причинно-следственных связей на основе выделения главного идет структурирование учебного материала, систематизация знаний и оформление выводов.

Воспитательная цель. Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека. Комментарий. Какое отношение имеет данная формулировка к теме урока? Этот тезис справедлив в каждом классе и на любом уроке. Кроме того, слово «способствовать» говорит о том, что учитель не берет на себя полную ответственность за выполнение этой цели. Он только способствует, а остальное делать должен кто-то другой.

Воспитательная цель после корректировки: рассмотреть ценностные идеалы современного человека в сравнении с характеристиками людей времен Золотой Орды.

Резюме. Вполне конкретная воспитательная цель — «рассмотреть». Если бы было написано «воспитание патриотизма…», то, несмотря на актуальность, она была бы недостижима на уроке.

2. Физика. 7-й класс. Тема урока: «Линзы»

Образовательная цель:

— формирование представления о понятиях: линза, оптическая сила линзы;

— организовать деятельность обучающихся по выяснению различий между линзами разного вида, определению их сходных черт;

— способствовать формированию умений по проведению и объяснению результатов физических опытов.

Комментарий. В предложенной формулировке не все действия учителя направлены на достижение образовательной цели. Например, организовать деятельность, способствовать формированию умений. По этой причине цель трудно проверить. Как определить, «способствовал» учитель или нет? Если способствовал, то в какой мере? Чем это способствование измеряется?

Образовательная цель после корректировки: сформировать у обучающихся представления о понятиях: линза, оптическая сила линзы.

Резюме. Коротко, четко и ясно. Можно вполне проверить, сформированы у обучающихся представления об этих понятиях или нет.

Развивающая цель:

— содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, следствия, эксперимент);

— развивать аналитическое мышление и творческую самостоятельность учащихся при работе в малых группах.

Комментарий. Опять «содействие». Не повторяемся. Второй тезис «развивать аналитическое мышление и творческую самостоятельность учащихся при работе в малых группах» справедлив на любом уроке и в любом классе. Какое он имеет отношение к теме урока «Линзы»?

Развивающая цель после корректировки: научить применять научные методы познания для выяснения различий между линзами разного вида, определения их сходных черт.

Резюме. Здесь можно также сделать однозначный вывод: научил учитель применять научные методы познания или нет.

Воспитательная цель:

— привить культуру общения при работе в группе, содействовать формированию у школьников партнерских отношений: умения излагать и отстаивать свою точку зрения, способностей в принятии совместного решения, умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Комментарий. Очень обширная цель, которая вряд ли может быть достигнута на уроке.

Воспитательная цель после корректировки: показать важность при работе в группе умения излагать и аргументированно отстаивать свою точку зрения при принятии совместного решения.

Резюме. Не нужно в формулировке целей указывать те показатели, которые нельзя измерить или увидеть. По этой причине все «красивые» слова о партнерских отношениях в этом случае можно безжалостно убрать.

Как видим, учителя-практики (добавим — лучшие учителя) не всегда умеют грамотно формулировать цель.

Основные ошибки:

— цели не «оцифрованы», то есть не измеримы, а следовательно, недостижимы;

— цели формулируются слишком свободно и общо и к конкретному уроку имеют самое отдаленное отношение;

— формулировки целей перегружены «мусорными», хотя и научными терминами, среди которых теряется смысл педагогической деятельности учителя на уроке.

На основании вышеизложенного можно предложить следующую последовательность целеполагания в управлении образовательным процессом:

1. Сформулировать конкретную образовательную цель, направленную на обучаемых. Далее — смоделировать образовательные результаты, то есть сформулировать конкретные прогнозируемые показатели, характеризующие обучаемых, установить, какими способами эти результаты (показатели) будут определяться и измеряться.

Предварительное определение способов выявления результата важно потому, что оно представляет собой критерий грамотности постановки образовательных целей. В случае невозможности оценки результата деятельности необходимо отказаться от рассматриваемых целей — в любом случае они не будут реализованы. Важно ставить цели, сформулированные как прогнозируемый результат деятельности, а не как требования к формам или методам работы, созданию материальной базы, атмосферы урока.

2. Определить требования к образовательному процессу, то есть смоделировать соответствующую цели деятельность педагогов (научить, осмыслить, показать) на уроке. В зависимости от цели предыдущего уровня эта модель может требовать изменения не только технологии, но и типа образовательного процесса. Это означает необходимость изменения не только форм и методов образовательного процесса, но и его содержания.

3. На основе анализа полученной идеальной модели образовательного процесса сформулировать требования к его ресурсному обес­печению, включая как интеллектуальные ресурсы (кадровые, человеческие): знания, умения, направленность деятельности педагогов, — так и вопросы материально-технического и организационного обеспечения образовательного процесса, то есть соответствующие материальные и организационные ресурсы.

Таким образом, грамотно и осмысленно сформулированная цель может реально обеспечить совершенствование образовательного процесса (первый подход к организации деятельности) и достижение нового качества образования (второй подход), привести действительно к освежающим переменам.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.