Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Endspiel урока: конец игры, или Продолжение следует»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Endspiel урока: конец игры, или Продолжение следует»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №1 2016 г.
Рубрика материала: Методическое сопровождение
Авторы: Пивоваров Александр Анатольевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (102923 байт)
 doc  скачать → (27876 байт)

Дополнительные файлы:
«Шесть шляп» Эдварда де Боно.docx
Инструменты для проведения рефлексии урока.docx


   

 

Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнешь отчетливо и ясно прозревать в них истину.

Рене Декарт

Как правило, в конце урока подводятся его итоги, идет обсуждение того, что обучающиеся узнали, и того, как работали, то есть каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса в целом, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Между тем вопросам грамотного завершения урока в современной дидактике уделяется неоправданно мало времени.

И на практике чаще всего все сводится к дежурной фразе «Домашнее задание — параграф такой-то, упражнение такое-то». При этом важнейший этап урока оказывается скомканным, получается в буквальном смысле слова: «Endspiel — конец игры».

Традиционно завершающая фаза урока содержит два этапа: рефлексию и домашнее задание. С одной стороны, эти этапы незначительные и простые, а с другой — значительные и сложные. Покажем кратко особенности каждого из этих этапов в структуре современного урока.

Рефлексия

Рефлексия является необходимым элементом любого типа урока. От правильного ее проведения зависит и усвоение его содержания, и мотивация обучающихся на выполнение домашнего задания. Рефлексия учебного материала необходима для выявления уровня осознания содержания пройденного.

При этом эффективными могут стать самые разнообразные приемы: незаконченного предложения, тезиса, подбора удачного афоризма. Рефлексию достижения целей урока (ТДЦ) можно провести с привлечением «дерева целей», оценки приращения знаний и достижения целей.

Например, дети дополняют предложение, выбирая начало фразы из следующего перечня:

— сегодня я узнал…

— мне было интересно…

— мне было трудно…

— я выполнял задания…

— я понял, что…

— теперь я могу…

— я почувствовал, что…

— я приобрел…

— я научился…

— у меня получилось…

— я смог…

— я попробую…

— меня удивило…

— мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно».

Это упражнение выполняется как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф:

 в графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей;

 в графу «М» — «минус» записывается то, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Эта информация, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения разрешения жизненных ситуаций;

 в графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще им хотелось узнать по данной проблеме.

Эту форму придумал в свое время Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков мышления. Отечественным педагогам он известен как автор методического приема «Шесть цветных шляп» (подробнее о приеме — в приложении 1).

Данное упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ребенка. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будет содержаться информация, которая им когда-нибудь может пригодиться.

В конце урока целесообразно предложить небольшую анкету, которая позволяет выполнить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Отдельные ее пункты можно убирать, дополнять, что определяется тем, на какие элементы урока обращается особое внимание.

В некоторых случаях интересно попросить учащихся аргументировать свой ответ. Для этого надо на листочке попросить детей отмечать свои ответы:

— «?» — ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

— «!» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

— «-» — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

— «+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный;

— «0» — не ответил.

Для того чтобы закончить урок на позитивном настрое, учителем могут привлекаться разные варианты методического приема «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент-поощрение, Комплимент-одобрение), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого ученика.

Требования нового стандарта к результатам освоения основной образовательной программы предполагают умение школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Поэтому рефлексивная деятельность, как и любая другая, может проводиться в индивидуальной и групповой форме.

Например, чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который рекомендуем оценить по следующему алгоритму:

1. Как общение в группе повлияло на выполнение задания:

—  делало ее более эффективной;

—  тормозило выполнение задания;

—  не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения.

2. На каком уровне происходило общение:

—  обмена информацией;

—  взаимодействия;

—  взаимопонимания;

—  были равномерно задействованы все уровни.

3. Какой стиль общения преобладал в работе:

—  ориентированный на ученика;

—  ориентированный на учителя;

—  ориентированный на выполнение задания.

4. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания:

—  в группе сохранилось единство и партнерские отношения;

—  единство группы в ходе работы было разорвано.

5. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло:

—  лидер, выдвинувшийся в ходе работы;

—  нежелание наладить контакт большинства участников группы;

—  непонимание задачи, поставленной для совместной работы;

—  сама задача оказалась неинтересной, трудной.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при коллективно-учебной работе в группе предполагает включение каждого учащегося во взаимоконтроль и взаимооценку. Для этого применяются оценочные карты, цель которых — научить детей адекватно оценивать себя и других.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности, — не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности и как частный, утилитарный случай — самостоятельное выполнение домашнего задания.

Следовательно, каждый урок заканчивается обязательной рефлексией: индивидуальной или коллективной, письменной или устной. Каждый ответ включает три аспекта (предмета) рефлексии:

—  физический (успел — не успел);

—  сенсорный (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

—  интеллектуальный (что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытал).

Иногда с этой целью предлагается самостоятельная работа. Выполняя задания, учащиеся пишут о своих затруднениях, если они остаются на конец урока.

Классификация видов рефлексии может быть проведена по различным основаниям. По содержанию: способа мышления, способа общего действия и взаимодействия в группе, способа конкретного действия, поведения, ценностей, психологического состояния.

По способам, приемам: вербальная (вопросник, план), невербальная (рисунок, движение, жест). По времени (разовая, систематическая, включенная, как этап).

В зависимости от возраста — это:

—  оценочная, в тех случаях, когда мы даем эмоциональную или логически обусловленную оценку прошедшему, а заодно и своим действиям;

—  целевая (ценностная), когда мы относимся к прошедшему действу с позиции своих целей (заявленных или внутренних ценностей);

— конструктивная, здесь каждый сделанный нами шаг рассматривается с позиции его возможного продолжения и развития;

— обобщающая, в ходе рефлексии с помощью вопросов ученик выводится на содержательное обобщение способов своей работы.

Таким образом, с помощью рефлексии, адекватной самооценки личностный рост ребенка станет происходить гораздо быстрее и эффективнее, чем при традиционном варианте (endspiel).

Способность анализировать цели, процесс и результат свой деятельности позволяет школьнику оценить самого себя, сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в самом себе, представить образ себя завтрашнего. В рефлексии очень важно, во‑первых, понимать, зачем я начинаю делать то или иное дело, во‑вторых, с какими результатами я прихожу к его завершению, какие выводы сделаю, а в‑третьих, каким я вижу себя в этом деле, что можно изменить, над чем поработать и каким меня видят окружающие: что им нравится, а что — нет.

О домашнем задании

Задавать домашнее задание или нет? В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при разработке рабочей программы учебного предмета учитель может предусмотреть задания для самостоятельной подготовки учащихся (домашнее задание).

Выполнение указанных заданий предусмотрено данным Федеральным законом. Учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, вести самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

В целях недопущения перегрузки учащихся при планировании домашнего задания учителю необходимо учитывать:

— ранг трудности учебного предмета в соответствии со шкалой трудности;

— суммарную учебную нагрузку учащихся;

— день недели;

— особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья.

При организации домашнего задания учителем должны учитываться и рекомендации СанПиН. Объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

— во 2−3-х классах — 1,5 часа;

— в 4−5-х классах — 2 часа;

— в 6−8-х классах — 2,5 часа;

— в 9−11-х классах — до 3,5 часа.

Отметим, что в первых классах домашнее задание не задается.

Для того чтобы домашнее задание было действительно продолжением урока и выполнялось учеником самостоятельно, оно должно быть максимально понятно ученику. В этой связи ученик должен знать, что он должен сделать: прочитать, посмотреть, нарисовать, решить, ответить на вопросы, запомнить.

При этом учитель должен быть уверен в том, что ребенок сможет это задание выполнить самостоятельно! Значит, домашнее задание должно быть репродуктивного уровня и нестрогой аналогии. Текст должен быть ученику знакомым.

Таким образом, домашнее задание — это не endspiel урока, а преддверие нового урока — мостик между прошлым и будущим. Как образно сегодня говорят, домашнее задание должно быть максимально «разгерметизованным», то есть открытым.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Актуально для меня и, вероятно, для многих педагогов. Об исключительной важности этапа рефлексии знаю, но в ежедневной текучке часто в конце урока, забываю посмотреть на часы, и ограничиваюсь заданием на дом. Спасибо, что напомнили.

 Устинов Виктор Гаврилович   14.02.2016 в 14:47

 

Спасибо вам за обратную связь.

 Шиварев Павел Васильевич   15.02.2016 в 11:33


 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.