Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Ведомственный контроль в отношении общеобразовательных организаций»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Ведомственный контроль в отношении общеобразовательных организаций»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №1 2016 г.
Рубрика материала: Оценка качества
Авторы: Никандров Владимир Григорьевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (254972 байт)
 doc  скачать → (177601 байт)


   

 

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью иностранных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Органами исполнительной власти, осуществляющими контроль (надзор) в сфере образования, являются:

— Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы, осуществляющие переданные полномочия).

Органы, осуществляющие переданные полномочия, осуществляют контроль (надзор) в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Под федеральным государственным надзором в области образования понимается деятельность Рособрнадзора и органов, осуществляющих переданные полномочия, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования.

Государственный контроль (надзор) в области образования осуществляется Рособрнадзором и органами, осуществляющими переданные полномочия, посредством:

—  организации и проведения проверок;

—  принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

—  деятельности по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области образования, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования.

При осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением зако­нодательства Российской Федерации в области образования в отношении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, и общеобразовательных организаций предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования.

В ходе проверок анализируется соблюдение требований, установленных следующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами:

—  Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 13.07.2015 г.);

—  Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 29.06.2015 г.);

—  Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 31.12.2014 г.);

—  Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 13.07.2015 г.);

—  Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про­филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции от 13.07.2015 г.);

—  Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (в редакции от 21.07.2014 г.);

—  Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции от 13.07.2015 г.);

—  Положением о лицензировании образовательной деятельности от 28 октября 2013 г. № 966 (в редакции от 27.11.2014 г.);

—  Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности от 18 ноября 2013 г. № 1039 (в редакции 09.09.2015 г.);

—  Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от 26 декабря 2013 г. № 1400 (в редакции от 07.07.2015 г.);

—  Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов от 14 февраля 2014 г. № 115 (в редакции от 06.08.2015 г.) и т. д.

Кроме того, органы, осуществляющие переданные полномочия, проверяют ис­полнение установленных требований в области образования законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области об­разования.

В то же время отдельные вопросы деятельности образовательных организаций не подпадают под регулирование законодательства в области образования.

Проверка общеобразовательных организаций по этим вопросам не входит в полномочия органов, осуществляющих переданные полномочия.

К таким вопросам, не входящим в сферу, на наш взгляд, относятся следующие.

В этом случае возникает необходимость в организации ведомственного контроля (учредительного контроля), понимаемого как контроль органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (далее — орган управления образованием), за деятельностью своих подведомственных образовательных организаций.

Организация ведомственного (учредительного) контроля должна регулироваться ведомственными и (или) муниципальными правовыми актами.

Издание таких актов, на наш взгляд, не противоречит требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Полномочия учредителя по контролю деятельности образовательной организации должны быть закреплены в уставе образовательной организации.

Ведомственные и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы контроля деятельности подведомственных общеобразовательных организаций, должны определять цель, задачи, сроки и последовательность действий при осуществлении контрольных мероприятий, оформление их результатов, периодичность осуществления контроля.

Общие вопросы организации ведомственного контроля

Предметом ведомственного контроля (далее — контроль) является соблюдение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не относящимися к законодательству в области образования, а также правовыми актами, изданными учредителем.

Контроль может проводиться учредителем в форме плановой и внеплановой выездной или документарной проверки, а также в виде мониторинга.

Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом-графиком проверок.

Внеплановые проверки проводятся в случае поступления обращений граждан и организаций, содержащих сведения о нарушении законодательства Российской Федерации, в том числе прав участников образовательного процесса.

Контроль в форме мониторинга позволяет осуществлять постоянное наблюдение за деятельностью общеобразовательных организаций, сбор и обработку соответствующей информации.

Организация проведения ведомственного контроля

Выполнение административных действий в рамках ведомственного (учредительного) контроля осуществляется сотрудниками органов управления образованием в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей.

Периодичность и формы контроля деятельности общеобразовательных организаций определяются необходимостью получения объективной информации о состоянии дел в образовательной организации.

Для проведения проверки издается приказ органа управления образованием, в котором указываются:

—  тема проверки;

—  должностные лица, уполномоченные на проведение проверки;

— правовые основания проведения проверки;

—  срок проведения проверки.

В приказе также утверждается план-задание проверки с перечнем вопросов, подлежащих проверке.

Срок проведения проверки назначается с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемой образовательной организации.

Срок проведения проверки не может превышать 20 календарных дней.

Продление первоначально установленного срока проверки осуществляется приказом органа управления образованием.

Примерный перечень вопросов, проверка по которым входит в полномочия органа управления образованием

Предметом проверки могут быть также результаты управленческой деятельности в образовательной организации по вопросам:

— осуществления контроля реализации в полном объеме общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качеством подготовки выпускников;

— состояния спортивно-оздоровительной, профилактической и воспитательной работы в образовательной организации;

— выполнения установленного порядка промежуточной и итоговой аттестации об­учающихся и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся;

— охраны здоровья обучающихся и воспитанников;

— оснащенности учебного процесса и оборудования учебных кабинетов;

— учета и выдачи выпускникам документов государственного образца об образовании, а также медалей;

— повышения квалификации педагогических работников.

При проведении контрольного мероприятия могут запрашиваться:

— учредительные документы образовательной организации;

— лицензия на право ведения образовательной деятельности;

— свидетельство о государственной аккредитации;

— локальные акты, изданные образовательной организацией в пределах ее компетенции, в том числе:

а) документы, регламентирующие структуру управления деятельностью организации;

б) документы, регламентирующие права и обязанности работников организации;

в) документы, регламентирующие внутренний распорядок образовательной организации;

г) документы, регламентирующие оказание платных общеобразовательных услуг;

д) приказы, распоряжения, протоколы заседаний органов общественного управления организации;

е) другие документы.

При проведении мероприятий по ведомственному (учредительному) контролю должностные лица органа управления образованием не вправе:

— проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа управления образованием;

— осуществлять плановые проверки при проведении ведомственного (учредительного) контроля без уведомления руководителей проверяемых юридических лиц либо их представителей;

— требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

— распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения ведомственного контроля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— превышать установленные сроки проведения проверки.

Оформление результатов проверки

Оформление результатов контроля отличается от классической схемы, предусмотренной при проведении контрольных мероприятий за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования: проверка — акт о ее результатах — предписание об устранении выявленных нарушений, составление протокола об административном правонарушении — приостановление лицензии на право ведения образовательной деятельности.

О выявленных в процессе проверки нарушениях и недостатках составляется итоговый документ (акт либо справка) в двух экземплярах.

Форма итогового документа определяется органом управления образованием самостоятельно.

Акт (справка) проверки подписывается проверяющим и руководителем (уполномоченным им лицом) проверяемой образовательной организации.

Один экземпляр итогового документа проверки вручается руководителю проверяемой образовательной организации или лицу, им уполномоченному, под расписку в получении с указанием даты получения.

При наличии возражений и замечаний по итоговому документу руководитель представляет возражения с приложением необходимых документов.

По итогам проверки руководитель органа управления образованием вместо направления образовательной организации предписания об устранении выявленных нарушений принимает решение:

— об издании соответствующего приказа об устранении нарушений, правового акта;

— об обсуждении материалов контроля на совещании с участием руководителей образовательных организаций;

— о направлении письма или иных материалов контроля в соответствующие органы, уполномоченные принимать решения по представленным в них вопросам;

— о повторном контроле с привлечением соответствующих специалистов;

— иные решения в пределах своей компетенции.

Орган управления образованием должен вести журнал регистрации проводимых проверок.

Результатом исполнения ведомственного (учредительного) контроля являются:

— обеспечение устранения нарушений законодательства;

— создание условий для недопущения указанных нарушений, способствующих повышению эффективности деятельности подведомственной образовательной организации.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.