Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Вопросы взаимодействия ОУО при выборе родителями семейного образования и заочного обучения»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Вопросы взаимодействия ОУО при выборе родителями семейного образования и заочного обучения»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №1 2016 г.
Рубрика материала: Полезная информация
Авторы: Шиварев Павел Васильевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (101096 байт)
 doc  скачать → (26478 байт)


   

 

Введение

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет родителям право выбора как формы образования (в организациях, вне организаций), так и формы обучении (очное, заочное, очно-заочное).

Обеспечить реализацию предоставленных законом прав обучающихся и родителей обязаны в первую очередь органы управления образованием в регионах и муниципалитетах, и в данный момент в ряде регионов накоплен в этом направлении значительный практический опыт.

В большей части муниципальных образований как семейное образование, так и образование в общеобразовательных организациях в очно-заочной форме по индивидуальному учебному плану не является массовой практикой.

О значимости данной проблематики свидетельствует тот факт, что к ней проявляет пристальное внимание Общественная палата Российской Федерации, на базе которой неоднократно проводились круглые столы по этому вопросу.

При этом необходимость регулирования этой практики даже по одному случаю (заявлению) требует принятия уполномоченным органом целого ряда документов, разработка которых влечет за собой соответствующие временные издержки.

Представляется целесообразной организация сетевого взаимодействия органов управления образованием и образовательных организаций в данном вопросе.

Мы приглашаем органы управления образованием, образовательные организации к сотрудничеству в данном направлении.

Предметами такого взаимодействия могли бы стать следующие темы.

1. Вопросы организации учета детей, получающих общее образование в семейной форме, а также в очно-заочной форме при обучении в общеобразовательных организациях по индивидуальному учебному плану.

При выборе родителями (законными представителями детей) получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают.

Учет детей, получающих общее образование в семейной форме, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в городах федерального значения — органами, определенными законами этих субъектов Российской Федерации).

2. Ведение реестра организаций, в которых созданы условия для прохождения промежуточной аттестации экстернами и заочниками.

При выборе формы образования родителям необходимо «получить сведения об образовательных (ой) организациях (и), в которых (ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации».

Предоставить такую информацию должен орган управления образованием. При этом право выбора организации принадлежит родителям, которые могут выбрать любую аккредитованную образовательную организацию, в том числе территориально расположенную не в том населенном пункте, где они проживают.

Представляется целесообразным информирование родителей обо всех имеющихся возможностях, способом обеспечения такого информирования мог бы стать соответствующий реестр, создаваемый, пополняемый и корректируемый самими образовательными организациями, практикующими прием промежуточной аттестации экстерном и очно-заочные формы обучения по индивидуальному учебному плану.

Доступ органов управления образованием к такому реестру позволит более квалифицированно информировать родителей об имеющихся у них возможностях для прохождения ребенком промежуточных аттестаций.

3. Вопросы определения нормативных затрат.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Федерального закона № 273-ФЗ «нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения…»

Орган управления образованием обязан разработать и утвердить соответствующие нормативы.

При этом при получении образования в семейной форме целесообразно рассчитывать нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на:

— проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций;

— приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг;

— приобретение услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы;

— оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

При обучении в очно-заочной форме также необходим соответствующий норматив.

Важным моментом сотрудничества является обмен опытом разработки и применения подобных нормативов.

4. Вопросы выплаты родителям компенсации.

Учитывая то, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме.

Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.

Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

Площадка взаимодействия

С 1 ноября 2015 года издательская фирма «Сентябрь» на базе информационно-аналитической системы «Директория» запустила специальный модуль «Образование в семье».

На базе данного модуля мы будем вести реестры:

— организаций, в которых созданы условия для прохождения промежуточных аттестаций экстернами, получения образования в очно-заочной форме по индивидуальным учебным планам;

— региональных и муниципальных нормативных актов, регулирующих вопросы реализации данных форм получения образования и форм обучения.

Модуль выпускается с целью:

— обеспечения качества образования в формах очно-заочного образования, семейного образования, обучения по индивидуальному учебному плану, самообразования;

— организации сотрудничества органов управления образованием, образовательных организаций, родителей, выбирающих альтернативные формы получения образования.

Модуль — это еженедельно обновляемое электронное издание, объединяющее наиболее авторитетных экспертов, родителей-практиков, вовлеченных в образование своих детей, сообщество школ, поддерживающих альтернативные формы получения образования.

Содержит материалы правового характера, подборки мнений экспертов по ключевым вопросам семейного образования, методические материалы и инструменты диагностики, полезные ссылки и тематические подборки в помощь родителям и школам.

Подписчикам предоставляется адресная рассылка и персональная поддержка по возникающим вопросам и проблемам, связанным с образованием в семье, методическая организационная и правовая помощь.

Посредством этого модуля будет оказываться психолого-педагогическая, информационная, организационная, правовая и методическая помощь как родителям, обучающим детей дома, так и школам, способствующим развитию данного направления образования.

Участие образовательных организаций

При выборе семейной формы образования ребенок проходит в школе промежуточную и итоговую аттестацию. При очно-заочной форме обучения зачисляется в контингент, но обучается по индивидуальному учебному плану.

Поддержка обучения по индивидуальному учебному плану позволяет школе решать ряд задач, таких как:

  • индивидуальное сопровождение одаренных детей;
  • обеспечение права на образование детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ);
  • профилизация и шире — индивидуализация образования.

Остановимся на некоторых из этих задач чуть подробнее.

Индивидуальное сопровождение одаренных детей

Не секрет, что в случае, если ребенок профессионально занимается тем или иным видом спорта, искусством или участвует в научных олимпиадах и конкурсах, это требует от него больших эмоционально-психологических, физических, да и просто временных затрат.

Часто в связи с участием в соревнованиях и конкурсах учащиеся вынуждены пропускать уроки. В этом случае представляется нецелесообразным использование типового учебного плана, требований «сдать пропущенный материал», «выполнить те задания, которые делали остальные дети в классе», «посетить дополнительные занятия, чтобы наверстать пропущенный материал» и т. д.

И наоборот, в данной ситуации представляется целесообразным использование инструментов индивидуального учебного плана.

Обеспечение права на образование детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ)

Конечно, для обеспечения права на образование детей с особыми образовательными потребностями прежде всего целесообразно использование таких традиционных инструментов, как инклюзивное образование и домашнее обучение. Законодательных препятствий для использования при желании родителей в интересах ребенка очно-заочного обучения или семейной формы образования нет.

Заключение

Курс на индивидуализацию образовательных траекторий — ключевой тренд в развитии систем образования во всем мире. И если семья готова брать на себя ответственность за образование своих детей, это не является признаком того, что система образования работает плохо.

Система работает хорошо, когда задачей органов управления образованием и образовательных организаций становится создание условий реализации права ребенка на получение образования в той форме, которая выбрана им или его законными представителями в его интересах.

Только сотрудничество всех заинтересованных сторон в этом вопросе позволяет выстроить этот процесс наиболее эффективно и качественно, таким образом, что силы участников не тратятся на противодействие друг другу, а направлены на то, ради чего, собственно, все и затевалось, — на получение ребенком качественного образования в соответствии с его особенностями, интересами, образовательными запросами.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.