Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Независимая оценка качества деятельности муниципальной методической службы»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Независимая оценка качества деятельности муниципальной методической службы»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №2 2016 г.
Рубрика материала: Оценка качества
Авторы: Васина Ольга Сергеевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (100095 байт)
 doc  скачать → (25992 байт)

Дополнительные файлы:
Перечень критериев оценки качества деятельности ММС г. Рязань.docx
Анкета для оценки деятельности ММС.docx


   

 

В течение последних пяти лет в научной и психолого-педагогической литературе активно появляются материалы о создании системы оценки качества образования на различных уровнях: школьном, муниципальном, региональном, всероссийском. Проводятся всероссийские и международные исследования качества знаний учащихся и учителей по математике, ИКТ, обществознанию и т. д.

Некоторое количество исследований посвящено оценке качества деятельности методической службы. К примеру, в работе В. В. Пустоваловой предлагается проводить оценку методической работы на определенном уровне: допустимом, недопустимом, пограничном.

Кроме того, в работе изложены принципы экспертизы деятельности методиста, проведения самоаудита методической службы.

Однако задачу оценивания деятельности муниципальной методической службы нельзя считать решенной.

Во многом это связано с противоречиями в определении самой методической работы и целей методической службы.

К оценке качества деятельности муниципальной методической службы сегодня можно отнести:

— оценку муниципальных работ или услуг, которые она реализует;

— оценку деятельности руководителя службы при распределении стимулирующего фонда;

— оценку деятельности методиста при распределении стимулирующего фонда;

— оценку эффективности распределения финансовых средств муниципальной методической службы;

— независимую оценку качества деятельности службы.

К примеру, в городе Рязани оценка муниципальной работы по информационно-методическому сопровождению образовательной деятельности проводится на основании целого ряда критериев, сложившихся из практики.

Оценка деятельности руководителя муниципальной методической службы проводится на основе данных критериев, а также показателей деятельности, направленной на кадровую работу:

1) доля специалистов, прошедших повышение квалификации, профессиональную переподготовку;

2) стабильность коллектива;

3) сохранение молодых специалистов в течение трех лет.

В критерии распределения стимулирующих выплат методиста внесены:

1) интенсивность деятельности (стаж методической работы, повышение квалификации, напряженность работы, сверхдолжностные обязанности);

2) качество работы (отсутствие обоснованных жалоб);

3) работа по повышению статуса службы (участие в работе жюри, комиссий, тьюторская деятельность, обобщение опыта, привлечение внебюджетных средств).

Если говорить об эффективной реализации финансовых средств муниципальной методической службы, то следует отметить довольно стесненные условия и малые возможности при распределении бюджета по экономическим статьям.

Однако даже в таких условиях необходимо планировать финансовые средства на развитие методической службы города:

— совершенствование материально-технической базы;

— увеличение работы руководителей городских методических объединений с педагогами;

— выделение денег на повышение квалификации сотрудников центра;

— командировочные расходы, позволяющие очно обменяться опытом с коллегами из других муниципалитетов и регионов;

— увеличение доли издательской продукции (в бумажном и электронном виде).

Во многих научных исследованиях по независимой оценке качества деятельности муниципальной методической службы оценивается сам процесс планирования, проведения методической работы.

Однако, по нашему мнению, самым главным показателем качества работы методической службы, который должен быть подвергнут оцениванию и последующему анализу, является результат деятельности.

Данный результат складывается из трех составляющих:

1) интереса педагогов к проводимым мероприятиям;

2) интереса к содержанию сайта методической службы;

3) мнения педагогов о деятельности службы.

При оценивании названных компонентов нет необходимости изучать планирование деятельности методиста, конспекты занятий, которые он проводит, планы консультаций, поскольку, если педагоги будут не удовлетворены качеством деятельности методиста, это скажется на посещении занятий, сайта (показатель будет снижаться, посещение будет низким), а также на мнении педагогов (оно также будет иметь негативный, скептический оттенок).

На основе этих трех компонентов нами были разработаны подходы к проведению независимой оценки качества деятельности методической службы.

Она складывается из трех составляющих:

1) изучение мнения педагогов о деятельности службы на основе анкетирования;

2) изучение количественной составляющей посещения мероприятий, организуемых центром;

3) изучение статистики посещения страниц сайта, посвященных методическому сопровождению различных групп педагогов.

Остановимся на каждой составляющей более подробно.

1. Изучение мнения педагогов о деятельности службы на основе анкетирования

Для изучения мнения о деятельности службы на ежегодном массовом методическом мероприятии, заключительных совещаниях городских методических объединений педагогам предлагается ответить на вопросы анкеты.

После проведения опроса анкеты обрабатываются и анализируются. Проводится оценка деятельности по 5-балльной шкале. Для этого ответы на второй вопрос оцениваются следующим образом: высокое качество — 5 баллов, выше среднего — 4, среднее — 3, ниже среднего — 2, низкое — 1. Прослеживается динамика данной оценки по сравнению с предыдущими годами.

Выявляются потребности педагогов и их изменения, для этого анализируются ответы на вопросы 3 и 5. Также анализируются пожелания педагогов относительно дальнейшего развития службы и центра.

Заметим, что в последнее время актуальными для педагогов остаются получение консультаций по вопросам введения ФГОС.

Среди предложений по улучшению деятельности заметный рост в последний год показал интерес к сайту: педагоги хотят, чтобы содержание разделов сайта было улучшено.

2. Изучение количественной составляющей посещения мероприятий, организуемых Центром

Немаловажной составляющей независимой оценки системы качества является количественный анализ посещения мероприятий центра. Для этого информация о посещении собирается в течение года по каждому предметному направлению. При этом учитываются и мероприятия, организуемые городскими методическими объединениями, методистами центра, а также мероприятия, проведенные совместно с партнерами: издательствами, музеями, библиотеками, вузами и пр. Анализируются следующие показатели:

1) общее количество посетивших мероприятия по каждому направлению;

2) среднее количество педагогов по каждому направлению (отношение общего количества педагогов, посетивших мероприятия, к общему количеству мероприятий);

3) среднегородское посещение мероприятий педагогами. Прослеживается также динамика этого показателя за несколько лет;

4) общее количество педагогов по городу, посетивших мероприятия. Прослеживается также динамика этого показателя за несколько лет;

5) количество объединений, в которых средняя посещаемость выше и ниже среднегородского показателя. Анализ и выявление причин данного показателя;

6) объединения с максимальной и минимальной посещаемостью. Анализ и выявление причин данного показателя. Заинтересованность педагогов методическими мероприятиями сравнивается с показателями ОГЭ и ЕГЭ учащихся по этим предметам, результатами по итогам олимпиад в данном учебном году. Очень часто данные коррелируют. Например, средний балл ЕГЭ довольно низкий у объединений, педагоги которых не заинтересованы в посещении методических мероприятий;

7) интерес, проявленный педагогами к мероприятиям. Для этого уровень интереса к мероприятиям направления, показавшего самую высокую среднюю посещаемость, принимается равным 10. Показатель интереса для всех остальных направлений рассчитывается пропорционально, исходя из средней посещаемости мероприятий каждого их них.

3. Изучение статистики посещения сайта

Посещение страниц сайта центра также относится к одному из показателей независимой оценки качества, поскольку одними из основных его задач являются дистанционное взаимодействие с педагогами, их методическая поддержка, оказание консультационной помощи, информационное сопровождение.

После получения статистики посещения страниц сайта анализируются:

1) количество посещений страниц конкретных направлений в процентном соотношении. Прослеживается динамика показателя за несколько лет;

2) среднее время посещения страницы по каждому направлению. Данный показатель позволяет отследить цель пользователя, его работу на сайте. Если он быстро покидает страницу, то его может не устраивать содержание, он может не найти нужную информацию. А все это является предпосылками для улучшения сайта;

3) разделы с максимальным и минимальным количеством посещений;

4) география посещений сайта: из каких стран и городов пользователи заходили на ресурс. Прослеживается динамика за несколько лет, изучается сохранность посещений сайта пользователями разных городов.

Особенное внимание уделяется тем городам, в которых хорошо развито методическое сопровождение. Если количество входов пользователей из года в год сохраняется или растет, это показатель хорошего содержания сайта, его востребованности.

Безусловно, популярным для педагогов является раздел «Конкурсы», поскольку там размещается актуальная информация об их проведении.

На протяжении нескольких лет самым посещаемым остается раздел для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Вся информация по трем показателям отражается ежегодно в аналитической справке, которая размещается в отчете о работе центра.

Использование различных инструментов оценки качества работы позволяет оперативно получать обратную связь и вносить необходимые коррективы в деятельность центра

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.