Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Общие требования по определению нормативов затрат выработаны, что дальше?»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Общие требования по определению нормативов затрат выработаны, что дальше?»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №2 2016 г.
Рубрика материала: Экономика и право
Авторы: Типенко Наталия Георгиевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (102660 байт)
 doc  скачать → (27016 байт)


   

 

Продолжая разговор о переходе на услуги и финансовое обеспечение услуг, хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые возникли в связи с появившимися в последние месяцы нормативно-правовыми документами.

До недавнего времени как учреждения, так и учредители не очень обращали внимание на вопрос формирования стоимости услуги. Самый распространенный «метод»: расходы учреждения делят на число учеников (или воспитанников) и полученную «стоимость» записывают в соглашение в качестве цены услуги.

Минфин России знал об этой практике, но закрывал на это глаза, позволяя эти удельные расходы называть «расчетной стоимостью», «первоначальными нормативами». Об этом мы писали в статье «Нормативы и услуги: старые проблемы и новые возможности».

Но в 2015 году произошли существенные изменения: Минфин России взялся за расчет нормативной стоимости услуги.

Причина в том, что начиная с формирования задания на 2016 год должны применяться положения второго абзаца п. 4 ст. 69 Бюджетного кодекса РФ, в котором сказано: «Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых… с соблюдением общих требований…» Выполняя эту норму кодекса, Минфин стал работать над Общими требованиями определения нормативных затрат.

В мае этого года Минфин России своим письмом направил «Примерную форму Общих требований…» для отраслевых министерств и ведомств. В соответствии с письмом отраслевым министерствам рекомендовалось утвердить своим приказом «Общие требования по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг…» и установить сроки утверждения и значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам.

Затем в июле появился Приказ Минфина, в котором речь шла также об общих требованиях к определению нормативных затрат, но уже требованиях для всех уровней бюджетной системы.

Позиция Минфина, которая в части определения нормативной стоимости ранее была не очень определена, теперь четко сформулирована.

При этом она явственно отличается от того, что декларировалось при введении закона 83-ФЗ: развитие финансовой ответственности учреждений одновременно с ростом их самостоятельности.

«Самостоятельность» продолжала съеживаться как шагреневая кожа уже при введении плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). Теперь Минфин снова дает понять: довольно самодеятельности, виды (подвиды) затрат подлежат нормированию и учету, максимально широко используем натуральные нормы потребления. О самостоятельности учреждений уже никто не вспоминает.

В Общих требованиях норматив получает название «базовый норматив», появляются термины «территориальные и отраслевые коэффициенты». Теперь базовый норматив затрат на оказание услуги состоит из базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги, и базового норматива затрат на общехозяйственные нужды.

И здесь возникают вопросы. Больше всего вопросов к предлагаемому порядку (общим требованиям) определения норматива на общехозяйственные нужды. Норматив на общехозяйственные нужды предлагается рассчитывать исходя из «натуральной нормы потребления (расхода) и стоимости (тарифа) коммунальной услуги или других видов услуг (проведение текущего ремонта, вывоз ТБО, обслуживание и уборка помещения, техническое обслуживание и профилактический ремонт оборудования и др.».

Напомним, что в 2010 году утвержденными совместным приказом Минфина и Минэкономразвития России Методическими рекомендациями предлагалось определять стоимость норматива методами: нормативным, структурным, экспертным.

Например, нормативные затраты на тепло и электроэнергию, включаемые в стоимость услуги, и затраты на содержание имущества предлагалось делить в определенной пропорции (на потребление электрической энергии в размере 90 к 10% общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей соответственно на услугу и содержание имущества; на потребление тепловой энергии в размере 50 на 50% общего объема затрат), то есть предлагалось использовать «структурный метод».

В приказе Минфина по Общим требованиям рекомендации по пропорциям отсутствуют. Вместо этого базовый норматив на общехозяйственные нужды услуги предлагается рассчитывать исходя из натуральной нормы потребления (расхода) и стоимости (тарифа) коммунальной услуги.

То есть Минфин России пошел по пути определения норм расхода по каждому виду (подвиду) расходов и затрат при определении нормативной стоимости. Не вполне понятно, какая при этом преследуется цель.

Зачем, например, затраты на приобретение услуг связи для i-той услуги рассчитывать по формуле: натуральная норма потребления услуги связи на i- ую услугу, умноженная на стоимость (тариф) услуги. При этом рекомендуется учесть тарифы стационарной связи, сотовой связи, подключения к сети Интернет для планшетного компьютера, для стационарного компьютера, иных услуг связи!

Таких требований к детализации затрат при определении нормативов не было даже при сметном финансировании.

Даже если предположить, что это приведет к экономии, что вряд ли, такой подход представляется труднореализуемым на практике по нескольким основаниям.

— Во-первых, натуральные нормы, там, где они есть, определены, как правило, на единицу площади используемого помещения, а не на «подушевой» основе.

То есть необходим будет пересчет этих норм на услугу (по числу получателей услуги). При этом очевидно, что полученные результаты «норм» будут различаться от учреждения к учреждению. В общем образовании, например, удельные коммунальные расходы сильно зависят от «масштаба» учреждения: чем меньше детей в школе, тем больше удельные расходы и наоборот.

— Во-вторых, представляется, что затраты на такой расчет норм превысят выгоды от этой процедуры.

Такая мелочная детализация тем более представляется неоправданной, так как в любом случае при расчетах жестко должно выполняться правило: «нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги, рассчитанные с соблюдением настоящих Общих требований, не могут приводить к превышению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете…».

При этом в Общих требованиях предлагается настолько подробный порядок расчета нормативных затрат, что они уже перестают быть «общими требованиями», а практически предлагается «детальный порядок расчета…». Можно только посочувствовать федеральным учреждениям, для которых этот порядок расчета норматива объявляется обязательным.

Далее, в соответствии с той же статьей БК должны были появиться отраслевые общие требования. И в сентябре появляется приказ Минобрнауки России на эту же тему.

То есть за год появилось три документа, которые называются «Общие требования» и которые разъясняют, как считать нормативные затраты.

Возникает вопрос: надо ли регионам (муниципалитетам) следовать тем формулам расчета, которые рекомендуются Минфином России?

А как быть с теми нормативами, которые уже не один год действуют в регионах и расчет которых не соответствует подходу, изложенному в Общих требованиях?

Обращаю внимание на то, что письмом Минфина России для регионального и муниципального уровня оставлено право «…применить иной способ расчета нормативных затрат».

То есть пока подход к расчету норматива Минфина (в возможности практической реализации которого есть серьезные сомнения) обязаны применить только для учреждений федерального уровня.

Регионы/муниципалитеты могут продолжать определять нормативы тем методом, которым они считают нужным.

В то же время есть опасение, что, несмотря на отсутствие прямого указания на то, что регионы и муниципалитеты должны зеркально применить этот же метод расчета, регионы, как это было уже не раз, не будут пользоваться своим правом, а будут копировать Общие требования Минфина для своих учреждений.

Скорее всего, так поступят регионы, у которых нет своего понимания норматива и стоимости услуг и которые готовы копировать любую федеральную норму, даже неудачную и необязательную для них.

На наш взгляд, не стоит этого делать, лучше подождать результатов подробного детального нормирования всего и вся на федеральном уровне, для федеральных учреждений.

И еще нужно обратить внимание на то, что Минобрнауки России в своем приказе об Общих требованиях не воспроизводит формулы, рекомендованные Минфином России, а сосредоточилось на особенностях, которые имеются в отрасли и влияют на формирование нормативных затрат. Возможно, это связано с тем, что в образовании уже очень много сделано для определения стоимости услуг разного уровня и нет необходимости опять предлагать новые формулы.

Такая позиция представляется вполне здравой, но это существенно отличается от того, что представляют другие федеральные министерства.

Например, Минтруд или Минкультуры и даже Минэкономразвития в своих приказах практически воспроизвели текст Общих требований, рекомендованный в письме Минфина России с их формулами, которые красиво смотрятся на бумаге, но не учитывают особенности формирования стоимости услуг.

Свидетельством того, что и у Минфина России есть серьезные сомнения в практической реализуемости своих же «общих требований», является смещение в письме Минфина России сроков полного выполнения рекомендованных Общих требований.

В приказе Минфина России от 01.07.2015 года «послабление» в сроках дано федеральным государственным учреждениям: «…значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг…» утверждаются «до начала формирования государственного задания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов…».

Интересно, что в проекте приказа, содержащегося в письме Минфина России (май 2015 года), именно для субъектов РФ был предложен несколько другой срок введения норм и речь шла о поэтапном их введении: «Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (местным администрациям) установить (при необходимости) на переходный период, но не позднее срока формирования государственных (муниципальных) заданий на 2018 год (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов)…»

Мы не можем предположить, что в письме Минфина России содержалась ошибка в сроках. Видимо, в данной формулировке нашло отражение мнение о том, что регионам надо дать дополнительное время на применение «отдельных нормативных затрат…», что не получило дальнейшего развития. То есть с мая по июль позиция Минфина России по срокам введения, очевидно, поменялась.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.