Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Реализация концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Реализация концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №2 2016 г.
Рубрика материала: Образовательная политика
Авторы: Шиварев Павел Васильевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (101295 байт)
 doc  скачать → (26110 байт)

Дополнительные файлы:
Резолюция Всероссийской научно-практической конференции.docx


   

 

Нормативные и программные основания работы с одаренностью и существующие формы работы

На федеральном уровне в Российской Федерации концептуальной основой работы с детской одаренностью является утвержденная еще в апреле 2012 года Д. А. Медведевым Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Тогда в концепции была отмечена значимость «прошедших проверку временем форм работы с одаренными детьми и молодежью», таких как:

— создание специализированных учебных заведений, центров дополнительного образования и технического творчества;

— организация интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний;

— проведение летних и зимних школ.

Традиционной формой выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний являются олимпиады школьников, перечень и уровни которых утверждены Министерством образования и науки.

Однако концепцией была зафиксирована проблема в работе в данной сфере, состоящая в том, что десятки тысяч школьников и студентов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах, но не всегда находят себя во взрослой жизни, и поставлена задача обеспечения социального лифта для талантливой молодежи в условиях изменчивой и конкурентной экономики.

Задача создания социальных лифтов для одаренных смещает акцент в работе с организации состязаний на создание условий для реализации потенциала личности.

Зафиксирована Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи, которая «состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи».

Однако в принятом в тот же период времени базовом нормативном акте, регулирующем сферу образования, к вопросу одаренности подход несколько иной. Сам этот термин употребляется только в статьях 83 (Особенности реализации образовательных программ в области искусств) и 84 (Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта).

Таким образом, законодательное регулирование данного вопроса представляется недостаточным в контексте обозначенной концепцией миссии и сужающим проблематику работы с одаренными только до области спорта и искусства.

В поддержку концепции и на федеральном уровне и на уровне регионов были утверждены комплексы мер по реализации концепции.

Действующий в настоящий момент федеральный Комплекс мер по реализации концепции на 2015−2020 годы был утвержден в 2015 году распоряжением заместителя председателя правительства О. Голодец.

Основными направлениями работы в соответствии с этим комплексом мер являются:

— совершенствование нормативно-правового регулирования системы выявления и развития молодых талантов;

— информационно-методическое сопровождение реализации системы выявления и развития молодых талантов;

— развитие кадрового потенциала и конкурсная поддержка организаций, педагогических работников, одаренных детей и молодежи;

— развитие инфраструктуры по работе с одаренными детьми и молодежью;

— управление реализацией общенациональной концепции выявления и развития молодых талантов.

В целях совершенствования системы государственной поддержки талантливой молодежи постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 897 «О Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России» создан указанный совет.

С целью совершенствования работы с одаренными детьми на основе взаимодействия вузов и школ в рамках проектов ФЦПРО на базе национальных исследовательских и федеральных университетов создано и действует 6 центров и 12 дистанционных школ для работы с одаренными детьми.

Разработаны специальные разделы примерных основных образовательных программ дошкольного и общего образования, обеспечивающих выявление, развитие и сопровождение одаренных детей.

В поиске новых технологий работы

12−14 ноября 2015 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам работы с одаренными детьми «Реализация Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: компетентностные практики образования как основа формирования и постановки рекордных целей».

Конференция была организована:

— Министерством образования и науки Российской Федерации;

— Государственным автономным образовательным учреждением высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» при поддержке:

— Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»;

— Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский центр художественного творчества»;

— автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Открытое образование»;

— культурно-образовательного туристического центра «Этномир»;

— закрытого акционерного общества «Мастерславль».

Важность конференции как формы работы по выработке конкретных механизмов реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов подчеркивает тот факт, что в открытии конференции приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, министерства культуры РФ, Министерства спорта РФ.

Пленарные заседания, прошедшие в первый день, были посвящены культурно-историческим, социокультурным и другим контекстам проблемы работы с детской одаренностью в нашей стране и во всем мире, а также психолого-педагогическим технологиям, сложившимся в этой сфере.

С докладами выступили представители науки и образования.

Директор Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» МОН РФ академик РАО, доктор психологических наук, профессор Александр Григорьевич Асмолов акцентировал внимание на том, что современная социальная ситуация требует перенастройки системы работы с одаренными, заключающейся в переориентации работы от диагностики одаренности к конструированию мотивированности.

Главный научный сотрудник лаборатории компетентностных практик образования Института системных проектов МГПУ доктор искусствоведения, профессор Олег Игоревич Генисаретский поставил вопрос о понимании одаренности в современных образовательных практиках компетентностного подхода.

Руководитель Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр социологии образования» Российской академии образования академик РАО, доктор психологических наук, профессор Владимир Самуилович Собкин посвятил свой доклад вопросу о связи одаренности с ранней профессионализацией.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации кандидат психологических наук Павел Аркадьевич Сергоманов обсуждал возможные стратегии управления и подходы к одаренности.

В заключение первой сессии выступил ведущий конференции — главный научный сотрудник Федерального института развития образования, заведующий лабораторией компетентностных практик образования Института системных проектов Московского городского педагогического университета, генеральный директор АНО «Открытое образование» доктор философских наук Александр Анатольевич Попов. Он представил открытую модель работы с одаренными детьми: оргпроект, технологии, принципы кадровой политики.

Вторая сессия была посвящена анализу проблем и достижений в области технологий выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.

Здесь выступили:

— директор Центра образовательного консалтинга и аудита, проректор Открытого института «Развивающее образование», ведущий научный сотрудник Института системных проектов Московского городского педагогического университета кандидат психологических наук Владимир Александрович Львовский;

— руководитель группы диагностики творчества Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Психологический институт» Российской академии образования доктор психологических наук Диана Борисовна Богоявленская;

— президент Тьюторской ассоциации, профессор кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» доктор педагогических наук Татьяна Михайловна Ковалева;

— научный руководитель программ развития человеческого потенциала Центра социально-экономического мониторинга Министерства экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края Геннадий Николаевич Блинов;

— руководитель фонда «Талант и успех» (образовательный центр «Сириус»), член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию кандидат социологических наук Елена Владимировна Шмелева;

— руководитель Городского ресурсного центра одаренности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» кандидат психологических наук Виктория Соломоновна Юркевич;

— научный сотрудник лаборатории компетентностных практик образования Института системных проектов Московского городского педагогического университета Павел Павлович Глухов.

С материалами докладов выступающих можно познакомиться на сайте конференции.

Во второй день конференции прошла третья сессия, посвященная анализу сложившейся практики выявления и поддержки молодых талантов.

Были организованы три секции по проблемам управления, организации и практических разработок, обеспечивающих создание общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Участники конференции отметили актуальность и содержательность прошедшей конференции и выразили надежду на продолжение начатой в ходе нее работы, указав на необходимость проведения ежегодной конференции по данной проблеме.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.