Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Кадровый прогноз как основа заказа на подготовку кадров в профессиональном образовании»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Кадровый прогноз как основа заказа на подготовку кадров в профессиональном образовании»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №4 2016 г.
Рубрика материала: Практика управления
Авторы: Алашеев Сергей Юрьевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (164567 байт)
 doc  скачать → (85025 байт)


   

 

Растущая потребность регионов в своевременной реакции профессионального образования на меняющиеся запросы трудовых рынков требует совершенствования методик прогнозирования этих запросов.

Повышение эффективности методов прогнозирования кадровых потребностей рынка труда для формирования регионального заказа на подготовку кадров требует анализа способов и качества результатов прогнозирования, используемых в регионах.

В 2014 году в рамках ежегодного «Мониторинга развития региональных систем образования» от региональных органов управления образованием Приволжского федерального округа были получены ответы по показателям ориентации системы образования на региональный рынок труда.

По полученным от регионов сведениям подавляющее большинство (12 из 14) использует прогнозные данные при формировании государственного регионального задания (заказа) на подготовку кадров в подведомственных профессиональных образовательных организациях.

Как региональные органы управления образованием осуществляют прогнозирование, мы попытались выяснить в 2015 году.

Интересующие нас вопросы касались используемых методик прогнозирования и механизмов включения результатов прогнозов в процедуры формирования регионального заказа на подготовку кадров.

Проведенный анализ строится на основе ответов, полученных на запрос Межрегионального совета профессионального образования Приволжского федерального округа руководителям органов исполнительной власти субъектов ПФО, осуществляющих управление в сфере образования.

Ответы получены от 8 (из 14 запрашиваемых) региональных органов управления образованием. Небольшое количество наблюдений не позволяет говорить о какой-либо статистической значимости массива данных, поэтому анализ сконцентрирован на качественной составляющей использования прогнозов в практике управления системами профессионального образования.

Полученные материалы оценивались с точки зрения качества прогнозных данных, на предмет корректности их использования для задач формирования заказа (контрольных цифр приема — КЦП) на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях регионов.

Гипотетически схема характеристик прогнозов (параметров прогнозных данных), обеспечивающих их применение для формирования регионального заказа на профессиональную подготовку, такова (см. рис.).

Для обеспечения возможности использования прогнозных данных при формировании регионального заказа на подготовку кадров необходимо выполнение определенных требований к результатам прогнозирования. Основные из них:

1) источник прогнозных данных;

2) глубина прогнозирования;

3) детализация прогноза.

1. Источник данных

Источник данных для построения прогнозных оценок должен быть достаточно надежным и объективным.

Так, на наш взгляд:

— прогнозы, основанные на оценках экспертов, носят субъективный характер;

— прогнозы, основанные на сложившейся практике приема в профессиональные образовательные организации («от достигнутого»), не учитывают перспективы востребованности тех или иных направлений подготовки, они воспроизводят уже сложившуюся структуру подготовки.

Требования к источнику данных для прогнозирования в рамках предлагаемой модели таковы:

— показатели должны базироваться на внешних по отношению к системе образования источниках;

— показатели должны носить количественный характер, а не качественные (оценочные) характеристики;

— показатели должны строиться на единообразных статистических формах отчетности или систематических наблюдений.

Такими источниками могут выступать: либо данные федеральных/региональных статистических наблюдений, либо систематические репрезентативные обследования кадровых потребностей рынка труда (опросы работодателей).

2. Глубина прогнозирования

Глубина прогнозирования должна соответствовать периоду приобретения необходимой профессиональной квалификации.

Выбор обусловлен сроками подготовки специалистов в системе профессионального образования:

— для образовательных организаций среднего профессионального образования время обучения (с учетом формирования КЦП на следующий после обследования год) составляет 3 года по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и 4−5 лет по программам подготовки специалистов среднего звена;

— для образовательных организаций высшего образования время обучения составляет 5−7 (8) лет по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета (интернатуры).

Таким образом, данные прогноза позволяют планировать прием в профессиональные образовательные учебные заведения, учитывая среднесрочную востребованность к моменту окончания обучения, минимум 3−5 лет.

3. Детализация прогноза

Вывод результатов прогноза должен соответствовать принятой в системе профессионального образования классификации профессий и специальностей по уровням профессионального образования.

Принципиально важным для формирования регионального заказа является прогнозирование кадровых потребностей в квалифицированных рабочих, специалистах со средним профессиональным и высшим образованием, т. е. рабочих мест для всех уровней профессиональной подготовки.

Прогноз на уровне профессий, специальностей и должностей в экономике (или на предприятиях), например, в классификации ОКЗ, или ОКПДТР, или ЕТКС, не может быть использован для планирования (заказа) подготовки кадров в системе профессионального образования, поскольку специальности подготовки классифицируются в соответствии с нормативными документами Минобрнауки России.

Основные результаты обследования 2015 года

1. Источники формирования заказа на подготовку кадров

Источники данных для формирования заказа

Кол-во регионов, использующих данный источник

Кол-во регионов, указавших источник данных как приоритетный

Сложившаяся структура подготовки

3

1 / 8

Заявки профессиональных образовательных организаций

2

-

Заявки работодателей

6

-

Запросы министерств, ведомств

5

2 / 8

Запросы муниципальных администраций

5

-

Прогноз экономического развития региона

5

1 / 8

Прогноз кадровых потребностей работодателей

8 — Все!

4 / 8

Вакансии службы занятости населения

2

-

Все ответившие региональные министерства используют в практике формирования КЦП прогнозы кадровых потребностей предприятий (работодателей). Но лишь половина их них (четыре из восьми регионов) рассматривают такие прогнозы как приоритетный источник.

2. Ответственные исполнители за изучение трудовых рынков и составление прогнозов для задач формирования заказа на подготовку кадров

№ п/п

Ответственные исполнители

Число субъектов

1

Сотрудники регионального органа управления образованием

-

2

Специализированная организация, структура, подведомственная управлению образованием

1

3

Специалисты регионального органа (министерства) экономического развития

2

4

Специалисты регионального органа (министерства) труда и занятости

4

5

Сотрудники образовательных организаций

1

6

Специалисты организации, независимой от названных выше структур (Торгово-промышленная палата…)

1

7

Другие исполнители: межведомственная комиссия по формированию общего объема подготовки кадров для потребностей экономики, региональный центр кадрового сопровождения инвестиционных проектов

1

Отрадно отметить, что составителями прогнозов в большинстве (половине) случаев выступают внешние по отношению к системе профессионального образования структуры — региональные органы труда и занятости населения, министерства экономического развития.

3. Источники данных для составления прогноза кадровых потребностей

№ п/п

Источник данных

Число субъектов, использующих данный источник

1

Динамика макроэкономических показателей и сценарные условия социально-экономического развития региона

4

2

Демографические показатели, показатели трудовой миграции

4

3

Распределение выпуска из общеобразовательных школ

3

4

Баланс трудовых ресурсов региона

5

5

Вакансии работодателей в службе занятости, состав безработных

4

6

Обследование предприятий (численность работников, мониторинг предприятий)

4

7

Другой источник: данные инвесторов о расширении или сокращении существующих рабочих мест и (или) создании новых рабочих мест

1

Наиболее распространенным источником данных для составления прогноза кадровых потребностей региона выступают так называемые балансы трудовых ресурсов.

Однако подготавливаемые в субъектах Приволжского федерального округа балансы трудовых ресурсов, во‑первых, составляются на 2 года и, соответственно, не могут быть пролонгированы на среднесрочный период (время подготовки в системе профобразования составляет 3−6 лет), а во‑вторых, не разрабатываются относительно программ профессионального образования.

Они не выделяют квалифицированных работников в общей востребованности объемов рабочей силы и поэтому не могут быть корректно применены к оценке объемов профессиональной подготовки. Лишь некоторые регионы проводят специальные или дополнительные прогнозные исследования для целей формирования и оценки численности необходимых специалистов с профессиональным образованием.

4. Глубина (горизонт) прогнозирования

Срок прогнозирования

Количество субъектов, прогнозирующих на этот срок

3 года (баланс трудовых ресурсов)

1

3–5 лет

2

5 лет

2

7 лет

2

5 и 8 лет

1

В большинстве регионов (кроме одного) горизонт прогнозирования, использующийся региональными органами управления образованием, позволяет проводить оценку востребованности специалистов на среднесрочную перспективу — 3−5 лет минимально.

5. Детализация результатов прогноза

№ п/п

Представление (детализация) результатов прогноза

Число субъектов

1

Общий объем трудовых ресурсов

-

2

По профессиям, должностям занятых в экономике

4

3

По видам экономической деятельности

2

4

По уровням образования

-

5

По уровням профессионального образования

2

6

До уровня укрупненных групп специальностей профессиональной подготовки

-

7

По уровням профессионального образования, направлениям и специальностям профессиональной подготовки

3

8

По уровням профессионального образования, направлениям, специальностям, программам и профилям профессионального образования

1

Наиболее распространенный вариант детализации прогнозов — по профессиям, должностям занятых в экономике.

Детализация такого уровня не может быть привязана, согласована с классификацией профессий и специальностей подготовки в системе профессионального образования. Прогнозные выводы в этих случаях лишь крайне опосредованно могут характеризовать перспективную потребность в специалистах по уровням и специальностям профессионального образования. Очевидно, что подобные прогнозы носят чисто номинальный характер.

Детализация по уровням профессионального образования, направлениям и специальностям профессиональной подготовки (вариант 7) — это оптимальный вариант прогнозного вывода, обеспечивающий возможность формировать заказ на подготовку кадров в разрезе профессий и специальностей в системе профессиональной подготовки по уровням профессионального образования. На этот вариант указали в трех из восьми обследованных регионов.

В одном из регионов представители регионального органа управления образованием утверждают, что имеют прогнозные данные о востребованности специалистов по уровням профессионального образования, направлениям, специальностям, программам и профилям профессионального образования. Столь дробная детализация чрезмерна и влечет рост ошибки прогнозных данных. По нашему опыту проведения исследований достичь такого уровня детализации прогнозных оценок если и возможно, то крайне трудоемко.

Таким образом, в половине случаев прогнозные выводы вполне удовлетворяют задачам формирования заказа на подготовку кадров в региональных системах профессионального образования, в другой половине — формальны и практически не применимы для составления такого заказа.

Оценка возможностей использования прогнозов для формирования заказа на подготовку кадров

Согласно представленной выше схеме, для каждого из регионов, ответивших на запрос, последовательно проверялись характеристики прогнозных данных, позволяющие корректно использовать их для формирования регионального заказа (КЦП) на подготовку кадров.

Уже на старте тестирования возможностей использования прогнозов представители органов управления образованием одного из восьми регионов указали, что формирование КЦП не основывается на прогнозных данных, хотя таковые имеются. Заказ базируется на сложившейся практике — набора контингента в профессиональные образовательные организации.

На первом шаге проверки источника данных прогноза для формирования заказа в одном из семи оставшихся регионов используется лишь единственный источник прогнозных данных, но и он не удовлетворяет требованиям достоверности прогнозных оценок и корректного использования для формирования заказа на подготовку кадров.

Горизонт прогнозирования в одном из регионов явно недостаточен для оценки востребованности специалистов на среднесрочную перспективу — менее трех лет (на основе баланса трудовых ресурсов на текущий и два последующих года).

На третьем шаге тестирования качества прогнозных данных в трех из пяти доселе успешных регионов детализация прогноза не позволяет сформировать заказ на подготовку кадров в соответствии со спецификацией (классификацией специальностей) в системе профессионального образования.

Итак, в результате самой общей оценки возможностей использования прогнозных исследований для корректного формирования регионального заказа на подготовку кадров (на основе сопоставления параметров прогнозов) следует констатировать, что лишь четверть (два из восьми) регионов ПФО, предоставивших данные, имеют возможность использовать результаты прогнозирования кадровых потребностей на среднесрочную перспективу, пригодные для формирования КЦП в соответствии с перспективами востребованности специалистов.

Региональные практики использования результатов прогнозов для формирования заказа на подготовку кадров (оценка параметров прогнозных данных)

Послесловие

Любопытно, что в двух единственных корректных вариантах применения результатов прогнозирования для формирования КЦП (заказа) на профессиональную подготовку в образовательных организациях использовались различные методики прогнозирования: методика макроэкономического прогнозирования (технологическая) и методика, основанная на опросе предприятий и организаций региона (социологическая).

Эмпирическая проверка надежности результатов приводится лишь в отношении социологической методики.

В двух регионах на вопрос «Проводилась ли эмпирическая проверка, оценка точности (верификация) результатов прогноза?» получены следующие оценки:

— ошибка составила 2% (Нижегородская область), метод выявления трендов, метод конструирования на основе оценок работодателей;

— ошибка составила 3−5% (Самарская область), метод конструирования на основе оценок работодателей.

Остальные обследованные регионы не смогли дать ответ или не проводили оценку точности результатов прогнозов.

Лидеры по результатам оценки качества прогнозных данных и корректности их использования для формирования регионального заказа применяют различные методики: в одном случае методику макроэкономического прогнозирования (методика «сверху»), в другом — опрос работодателей (методика «снизу»).

Однако и в том и в другом случае ответы на вопрос об удовлетворенности данными прогноза носят критичный характер:

— «Прогнозирование на основе макроэкономических показателей не позволяет правильно оценить потребность в специалистах в нашем регионе на уровне конкретных востребованных профессий и специальностей профессионального образования»;

— «Формирование прогноза потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, основанного на опросе организаций, является недостаточным для получения наиболее полной информации о потребностях в кадрах. Необходимо построение прогноза на основе макроэкономической методики прогнозирования потребностей в выпускниках, учитывающей макроэкономические параметры, внутренние и внешние факторы, нормативные и демографические ограничения и другое».

Таким образом, мы обнаруживаем тенденцию востребованности различных методов прогнозирования кадровых запросов территорий, их сближения (сочетания и взаимной корректировки) для формирования адекватного регионального заказа на подготовку кадров.

В целом практика использования прогнозов кадровых потребностей рынка труда в целях формирования заказа на подготовку кадров в региональных системах профессионального образования слабо распространена.

Декларации о применении результатов прогнозирования при формировании КЦП зачастую являются формальными. Лишь в редких случаях прогнозы могут быть корректно использованы как механизм регулирования обеспечения соответствия объемов и структуры подготовки в региональных системах профессионального образования кадровым потребностям рынка труда на среднесрочную перспективу.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.