Журнал руководителя управления образованием :: Статья «Организационные основы функционирования методической службы на муниципальном уровне»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Организационные основы функционирования методической службы на муниципальном уровне»

 

Опубликовано: Журнал руководителя управления образованием, №4 2016 г.
Рубрика материала: Методическое сопровождение
Авторы: Васина Ольга Сергеевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (107716 байт)
 doc  скачать → (32303 байт)


   

 

Единая система методической работы с педагогическими кадрами в нашей стране была практически создана к концу 30-х годов ХХ века.

В первых положениях о педагогических кабинетах изложены следующие обязанности методистов:

— планирование и проведение заседаний методических объединений в районе и школах;

— обобщение и распространение лучшего педагогического опыта;

— посещение и анализ уроков учителей;

— консультативная помощь;

— обзор научно-педагогической и методической литературы.

В 1970—1980-е годы структура и функции методической службы были усовершенствованы: определены требования к должностным характеристикам методиста учебно-методического кабинета института усовершенствования учителей.

В середине 1980-х годов было введено звание «учитель-методист», которое присваивалось по итогам аттестации учителям, имеющим высшее образование, со стажем работы не менее 8 лет, принимающим активное участие в методической работе на уровне района, города, области, опыт которых обобщался и распространялся на городском, региональном уровнях, также учитывался тот факт, что аттестуемый учитель являлся руководителем методического объединения.

В это же время разрабатываются рекомендации по организации деятельности районных и городских методических кабинетов системы просвещения.

Согласно тексту данного документа, при организации методического кабинета необходимо рассчитывать количество методистов исходя из следующих норм:

— одна должность на 260 педагогических работников школ, школ-интернатов, детских домов всех типов и наименований, расположенных в городах и рабочих поселках;

— одна должность на 130 педагогических работников школ, школ-интернатов, детских домов всех типов и наименований, расположенных в сельской местности;

— должность методиста по дошкольному воспитанию устанавливается из расчета одна единица на 30 дошкольных учреждений, имеющихся в районе, но не менее одной единицы на кабинет.

В рекомендациях Министерства образования РФ об организации деятельности ММС выделены следующие задачи, стоящие перед методическими службами:

— сопровождение развития муниципальной системы образования, в том числе и развития общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей;

— оказание методической поддержки учреждениям образования по освоению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

— содействие в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;

— оказание помощи в удовлетворении информационных, образовательных, учебно-методических запросов педагогов;

— создание условий повышения квалификации, переподготовки педагогических и административных работников образовательных учреждений;

— учебно-методическое и научное сопровождение образовательного процесса и его участников;

— оказание помощи в реализации целевых федеральных, региональных и муниципальных программ сфер образования, воспитания, молодежной политики и др.

Исследования последних лет посвящены поиску современных моделей методических служб, способствующих эффективному повышению профессионализма педагогов, удовлетворению их образовательных запросов, организации эффективного функционирования управления методической работой в учреждениях различного уровня.

На основе анализа научно-педагогической литературы, практического опыта автора представим возможные варианты организации методической службы на муниципальном уровне.

Вариант 1. На предметной основе

Данная модель организации методической службы строится по предметному принципу и является классической с точки зрения традиционного понимания цели и функций методической службы.

При такой организации в отдельном муниципальном учреждении работают методисты по предметным направлениям школьного курса, направленностям дополнительных общеобразовательных программ, методист, курирующий работу школьных библиотек, а также методисты по дошкольному образованию, сопровождающие педагогических работников детских садов: воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, заместителей заведующих.

Целью методической службы является методическое сопровождение образовательного процесса.

При этом методисты выполняют различные функции:

— организуют методические мероприятия, профессиональные конкурсы педагогов;

— собирают и анализируют информацию по предметным направлениям;

— ведут необходимые банки данных;

— осуществляют информационные рассылки, взаимодействие с образовательными учреждениями, в том числе и дистанционное;

— формируют и издают методические сборники и пособия.

Нормативов расчета количества ставок методистов при такой организации на сегодняшний день не существует. В середине 1980 годов при построении такой структуры методической службы исходили из количества педагогов, и, соответственно, один методист приходился на 260 педагогических работников школ, один методист на 30 учреждений дошкольного образования.

Сегодня при планировании исходят из имеющихся финансовых средств, выделяемых на выполнение работы по методическому сопровождению образовательного процесса.

Поэтому зачастую один методист может вести по два-три смежных предметных направления, что сказывается не лучшим образом на качестве методического сопровождения.

К примеру, методическая служба, построенная на предметной основе с учетом количества педагогических работников для муниципалитета (60−65 школ, 100−110 детских садов, 2500−3000 педагогических работников школ), может быть представлена следующим образом (табл. 1).

Таблица1. Возможное штатное расписание методической службы

Название должности

Кол-во ставок

1

2

3

1

Заведующий (директор)

1

2

Заместители заведующего (директора)

2

3

Методисты по ДОУ

3–4

4

Методист по начальным классам

2

5

Методист по русскому языку и литературе

2

6

Методист по математике

2

7

Методист по физике

1,5

8

Методист по информатике

0,5

9

Методист по химии

1

10

Методист по биологии

1

11

Методист по истории и обществознанию

1,5

12

Методист по иностранным языкам

2

13

Методист по географии

0,75

14

Методист по ОБЖ

0,5

15

Методист по физической культуре

0,75

16

Методист по технологии

0,5

17

Методист по предметам эстетического цикла (ИЗО, музыка, МХК)

0,75

18

Методист по ОРКСЭ

0,25

19

Методист по школьным библиотекам

1

20

Методисты по воспитательной работе

4–5

21

Методист по учреждениям дополнительного образования

1,5

 

ИТОГО

29,5–31,5

Вариант 2. На предметной основе на базе опорных учреждений

В середине нулевых годов в процессе модернизации системы образования стала формироваться сеть опорных школ. Их деятельность в том числе направлена на развитие системы образования. Опорные школы имеют современную материально-техническую базу, обеспечение учебно-методической литературой, высокий кадровый потенциал.

При организации методической службы на предметной основе на базе опорных учреждений цели и функции методической службы остаются прежние, но ее работа строится не в одном муниципальном учреждении, а на базе опорных школ.

Методисты-предметники активно сотрудничают с учителями школ, изучают современное оборудование, технологии, анализируют учебно-методическую литературу.

Количество ставок методистов может быть такое же, как в первом варианте, однако рабочие места методистов будут оборудованы на базе опорных школ.

Вариант 3. На метапредметной основе

Организация методической службы на метапредметной основе стала возможной в связи с введением ФГОС дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, основными подходами которых являются компетентностный и системно-деятельностный. Соответственно, наряду с методистами-предметниками могут быть введены ставки:

— методистов по введению ФГОС ДО, НОО, ООО, СОО;

— методиста по организации внеурочной деятельности;

— методиста, специализирующегося на диагностике и оценке универсальных учебных действий;

— методиста по инновационной деятельности.

Как уже было сказано выше, количество ставок сотрудников рассчитывается исходя из имеющегося финансирования. Перечень должностей в учреждении может выглядеть так:

  • заведующий (директор);
  • заместители заведующего (директора);
  • методисты по ДОУ;
  • методист по введению ФГОС ДО;
  • методисты-предметники;
  • методист по введению ФГОС НОО;
  • методист по введению ФГОС ООО;
  • методист по введению ФГОС СОО;
  • методист по организации внеурочной деятельности;
  • методист по инновационной деятельности;
  • методист по диагностике УУД;
  • методист по школьным библиотекам;
  • методисты по воспитательной работе;
  • методист по учреждениям дополнительного образования.

Вариант 4. С привлечением профессиональных сообществ педагогов

Данная модель организации методической службы во многом меняет функционал методистов, разделяет их функции.

Из методиста-предметника сотрудник становится методистом — организатором работы профессиональных педагогических сообществ.

Появляются методисты, выполняющие функции по информационному, аналитическому сопровождению образовательного процесса, методисты по издательской деятельности.

Профессиональные педагогические сообщества могут действовать как на общественных началах, так и на основе гражданско-правовых договоров с почасовой оплатой труда педагогов. Нормативной базой функционирования сообществ становится положение, утвержденное методической службой или органом исполнительной власти города в сфере образования. Организация профессиональных педагогических сообществ позволяет привлечь к методическому сопровождению педагогов-практиков, педагогов-профессионалов.

Перечень должностей в учреждении может выглядеть следующим образом:

  • заведующий (директор);
  • заместители заведующего (директора);
  • методисты, занимающиеся организацией деятельности профессиональных педагогических сообществ;
  • методист (ы) по организации профессиональных педагогических конкурсов;
  • методисты, занимающиеся аналитической деятельностью;
  • методисты, занимающиеся издательской деятельностью;
  • методисты, организующие информационную поддержку деятельности методической службы.

Данная структура позволяет сделать работу методиста более целенаправленной, сократить количество выполняемых им функций, соответственно, подняв этим качество выполняемой работы.

Анализ достоинств и недостатков описанных вариантов представлен в табл. 2.

Таблица 2. Критериальный анализ вариантов организации муниципальных методических служб

Критерии сравнения моделей

На предметной основе

На предметной основе на базе опорных учреждений

На метапредметной основе

С привлечением профессиональных сообществ педагогов

1

2

3

4

5

Принципы организации

По каждому предмету школьного курса работает методист. 

В области дошкольного образования работают методисты, курирующие воспитателей, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей. В области дополнительного образования — методист по каждой из направленностей

То же, что и в организации на предметной основе, но рабочее место методистов организуется на базе опорных учреждений

Методисты работают по определенным направлениям: например, по введению ФГОС, по инновациям в образовании и т. д.

Методисты курируют работу профессиональных сообществ педагогов — городских методических сообществ

Количество ставок

Расчетно, исходя из количества педагогов

Расчетно, исходя из количества педагогов

По предметам — расчетно, исходя из количества педагогов (но количество на одного методиста больше, чем в первых двух моделях), остальные — по одной ставке на направление

Расчетно, исходя из количества направлений и выполняемых функций

Эффективность работы, количество выполняемых функций

Методист выполняет несколько функций: информационную, аналитическую, методическую, издательскую

Методист выполняет несколько функций: информационную, аналитическую, методическую, издательскую

Методист выполняет несколько функций: информационную, аналитическую, методическую, издательскую

Каждый методист выполняет только одну функцию

Возможность работать с передовым оборудованием, технологиями, пособиями

Как правило, не имеется, поскольку методические службы оснащены хуже образовательных учреждений

Имеется

Как правило, не имеется, поскольку методические службы оснащены хуже образовательных учреждений

Как правило, не имеется, поскольку методические службы оснащены хуже образовательных учреждений

Возможность посещения уроков (занятий) педагогов-практиков

Довольно редко

Имеется

Довольно редко

Довольно редко

Привлечение к методическому сопровождению педагогов-практиков, педагогических сообществ

Не имеется. Как правило, методист сам проводит занятия с педагогами

Не имеется. Как правило, методист сам проводит занятия с педагогами

Не имеется. Как правило, методист сам проводит занятия с педагогами

Имеется. Как правило, можно привлечь педагогов с почасовой оплатой их труда

Основные достоинства (обобщенно)

Высокий профессионализм методической службы

То же, что и в предыдущем пункте. Но поскольку в настоящее время опорные учреждения гораздо лучше оснащены материально, методисты получают возможность работать с учетом современного оборудования и технологий

Меньшее по сравнению с предыдущими пунктами количество сотрудников. Выделяются методисты-аналитики, методисты издательского и информационного направлений

Есть специалисты-предметники (руководители ГМО), а также методисты-организаторы, методисты-аналитики, методисты информационного и издательского направлений

Недостатки и риски

Не учитываются другие функции службы — аналитическая, информационная, издательская. Фактически эти функции выполняются методистами.

Довольно большое количество сотрудников

То же, что и в предыдущем пункте. Но еще и распределенность службы по учреждениям города

Нет специалистов по конкретному предмету

Руководители ГМО не являются основными сотрудниками центра. Возможна их быстрая смена

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.