Журнал руководителя управления образованием :: Автор издания Фишбейн Дмитрий Ефимович
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров / Авторы

Фишбейн Дмитрий Ефимович

 

главный редактор ,
«Журнала руководителя управления образованием»

Образование: Ульяновский государственный педагогический Университет, филологический факультет (1994 год).

Кандидат педагогических наук.

Опыт работы: Начиналось всё с работы учителем русского языка и литературы в школе г. Ульяновска. Классное руководство; 1,5-2 ставки; вживание в роль учителя; стопки тетрадей и т.д.

После 5 лет работы учителем стал зам. директора по научно-методической работе. К этому времени относится и увлечение вопросами управления образованием.

Некоторым итогом творческих изысканий и опытов стал переезд в Москву, работа в нескольких частных школах, в методическом центре «Развивающее обучение (система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова)», учеба и защита диссертации в аспирантуре Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Сейчас: работа руководителем отдела развития и главным редактором «Журнала руководителя управления образованием» в Издательской фирме «Сентябрь», работа в Департаменте образовательных программ Института образования НИУ Высшая школа экономики. Также важной и интересной является деятельность по организации и проведению Всероссийского конкурса "Директор школы".

Телефоны для связи: (495)710-30-01, 8-910-4143599.

Электронная почта: dmitry@direktor.ru


Материалы автора

Terra Incognita, или Галерея директоров российских школ в королевстве кривых зеркал   на сайте 

Кто он — среднестатистический директор российской школы: как принимает решение, какого, как говорится, пола и возраста? Каковы его связи — с кем он вступает в коммуникацию, за счет чего организует взаимодействие внутри и вне коллектива? Каковы его — директора школы, ценностные установки, представления о профессии? Является ли он лидером школы и ее педагогического коллектива?

Ответы на эти и другие вопросы в статье, написанной по итогам исследования, проведенного нашими партнерами — Центром лидерства в образовании Института образования НИУ Высшая школа экономики.

XXII конференция «Практики развития». Ощущения

В колонке главного редактора вместе с Дмитрием Фишбейном мысленно отправляемся в Красноярск на XXII конференцию «Практики развития». Это в какой то степени уникальное событие в мире образования. В эссе некоторые мысли и ощущения с конференции.

А вы строите завод?

А жить когда будем?!

А может, иногда не ходить на работу?

Актуальные проблемы системы образования и подходы к их решению

В представленных в статье материалах, авторы ставят и решают задачу сформулировать «болевые» точки в реформировании системы образования и предложить конкретные пути их разрешения. Почему неэффективная существующая система повышения квалификации и что с этим делать? Как обеспечить приток в образование молодых специалистов? Ответы на эти и другие вопросы в статье.

Время думать о людях

Время наводить мосты!

Генри Минцберг: человек и профессор   на сайте 

«Измерение — проблема, а не решение. Слишком много важных вещей в жизни не поддаются измерению. Обучение самый лучший тому пример. Нельзя измерить то, что кто-то изучил. Никто не может. Никто не сможет измерить, что он думает, он изучил. Эта и несколько других мыслей Г. Минцберга в эссе главного редактора Журнала руководителя управления образованием Д. Фишбейна.

Давайте ошибаться

Несколько историй про то, почему неплохо совершать ошибки.

Дилемма дикобразов, или Готовы ли школы к отсутствию отчётности.

Обсуждая вопросы отчётности, мы изначально выстраиваем ясную для себя картину: чиновники наверху всё время увеличивают объём запросов, чтобы им было чем отчитаться, а школа стонет под этим валом, не успевая учить детей. Но парадокс в том, что... это всех устраивает. Подробнее в коротком эссе.

Должны ли сотрудники быть довольными?

Другая школа: возможности и реальность

Есть чёткое ощущение, что в силу принципиально других качественных характеристик учащихся необходимо двигаться в сторону серьёзного изменения школы, где они учатся. Школа должна стать не хуже или не лучше той, что была, ей необходимо стать другой. Что такое другая школа? Как к ней идти? Может быть, часть ответов на эти вопросы вы найдете в этой статье - размышлении.

Есть идея — есть «ИКЕЯ»?

Еще раз о пользе обучения, или Бизнес-советы для руководителей образования. Часть 1   на сайте 

В колонке главного редактора Дмитрий Фишбейн делится некоторыми мыслями, возникшщими во время обучения на Школе консультантов по управлению при РАНХиГС, курсе под руководством А. И. Пригожина. Насколько применимы бизнес-подходы к управлению в образовании? Читаем и размышляем вместе.

Еще раз про рейтинги и измерения эффективности

Закон Кэмпбелла: "Чем больше используются количественные социальные показатели в принятии социальных решений, тем больше будет коррупционное давление и тем сильнее искажаются социальные процессы, изначально подпадающие под мониторинг". Что же делать с рейтингами - короткое эссе на тему.

Инструмент "Метаморфоза организации"

Инструмент, о котором пойдет речь в статье, используется для диагностики состояния ОУ. 

Инструмент оценка этапа эволюции.

Данный инструмент основан на одном из подходов в менеджменте, который подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, смерть. И хотя закрывают школы у нас не так уж часто, смерть иногда наступает и в работающей вроде бы школе. Данный инструмент основан на теории жизненных циклов организации профессора Ицхака Кальдерона Адизеса и работ по этой теме д.п.н., профессора НИУ Высшая школа экономики декана Высшей школы менеджмента Сергея Ростиславовича Филоновича.

Инструмент «Оценка распределения управленческих функций»   на сайте 

Данный инструмент применяется для анализа степени эффективности распределения управленческих функций между членами школьной администрации. Инструмент разработан на основе теории профессора Ицхака Кальдерона Адизеса о ролях руководителей.

Инструмент «Совместные цели и социальный заказ»

Предлагаемый инструмент может помочь «вытащить» представления педагогов и администрации по вопросу о том, в какой мере педагоги обладают теми качествами, которые они призваны сформировать в учениках, продемонстрировать возможные «ножницы» в их взглядах с целью последующего согласования взглядов и сокращения «разрывов».

Информационный стресс

Итоги года в образовании (2013)

Решил описать свои ощущения от заканчивающегося года с точки зрения того, что происходило в системе образования. Это однозначно очень субъективный взгляд, не претендующий на полноту.

Итоги года в образовании.

2013 год уже несётся вперёд. Мне показалось важным попробовать подвести итоги 2012 года. Хочу отметить, что это крайне субъективный, где-то поверхностный взгляд на тренды в системе российского образования.

К речи на выпускном

Не сомневаюсь, что нередко вас приглашают в школы на выпускные вечера. Понятно, что каждый раз встает вопрос о наполнении речи. По первому размышлению, все вроде бы ясно: надо напутствовать выпускников перед их вступлением в новую взрослую жизнь, говорить правильные слова. Но не кажется ли вам, что в этом случае вы увидите в глазах детей и их родителей некоторую скуку. Прочтете в этих глазах то, что они заранее знали, что вы им скажете. Мне же кажется, что главным признаком речи на выпускном должна стать именно необычность, небанальность. Только тогда ваши слова, по-моему, останутся в сердце и памяти слушателей. Я понимаю, как вам сложно: сколько у вас уже было таких выпускных, и каждый год сказать что-то новое чрезвычайно непросто.

1. Из речи Стива Джобса (создателя компании Apple) перед выпускниками Cтэнфордского университета.

Я убежден, что единственной вещью, которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил свое дело. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни, и единственный способ быть полностью довольным — делать то, что, по-вашему, является великим делом.

И единственный способ делать великие дела — любить то, что вы делаете. Если вы еще не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдете. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдете. Не останавливайтесь.

2. Из речи Иосифа Бродского перед выпускниками Мичиганского университета.

— Следите за точностью своего языка. Постарайтесь строить словарь и обращаться с ним так же, как вы обращаетесь с чековой книжкой.

— И сейчас и в грядущем постарайтесь по-доброму относиться к родителям. Не бунтуйте против них, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше вас, и таким образом вы избавите себя если не от горя, то от чувства вины.

— Старайтесь не вылезать вперед, быть скромными.

— Любой ценой старайтесь избежать признания за собой статуса жертвы. В тот момент, когда вы начинаете винить кого-либо другого, вы подрываете свою способность что-то изменить.

— У мира, в который вы вступаете, дурная репутация. Географически он приятнее, нежели исторически, визуально привлекательнее, нежели социально. Сильно сомневаюсь, что он станет симпатичнее к моменту, когда вы его покинете. Но этот единственный мир, у нас имеющийся, альтернативы не существует, а если бы таковая и имелась, нет никакой гарантии, что она была бы намного лучше наличного.

3. Из книги Г. Газданова (прозаик, литературный критик) «Призрак Александра Вольфа».

Вы начинаете жить, и вам придется участвовать в том, что называется борьба за существование.

Грубо говоря, есть три ее вида: борьба на поражение, борьба на уничтожение и борьба на соглашение. Вы молоды и полны сил, и вас, конечно, притягивает именно первый вид. Но помните всегда, что самый гуманный и самый выгодный вид — это борьба на соглашение.

И если вы из этого сделаете принцип всей вашей жизни, то это будет значить, что та культура, которую мы старались вам передать, не прошла бесследно, что вы стали настоящими гражданами мира и что мы, стало быть, тоже недаром прожили на свете.

4. Из речи И. Ф. Анненского перед выпускниками Николаевской Царскосельской гимназии 1 июня 1897 года.

Друзья мои, вы встретите на предстоящем вам пути, может быть, много неровностей, колебаний, даже горьких минут сомнений, борьбы с неблагоприятными в вашей жизни обстоятельствами, никогда не падайте духом, не теряйте бодрости, вспомните слова: «деньги потерял, ничего не потерял, время потерял — много потерял, бодрость потерял — все потерял».

Вы заслужили вполне то расположение к себе, которое у нас остается и при расставании с вами. Благодарю вас от всего сердца, благодарю и ваши семьи, которые шли к нам навстречу в нашем стремлении к вашей пользе, и без поддержки одна школа никогда не может достигнуть желаемых ею результатов. Будущее ваше неизвестно никому, имена некоторых из вас, готовящихся быть слугами родины, может быть, будем произносить с гордостью, многих с чувством благодарности и всех вас, я уверен, с уважением.

Как хорошо уметь читать (размышления о блестящем результате России в PIRLS-2006)

Ловушка управления образованием на основе данных   на сайте 

Управление на основе данных набирает популярность. Но даже собрав данные, мы не получаем достаточных оснований для проведения в жизнь изменений. Люди редко отказываются от «дорогих сердцу» взглядов и зачастую дополнительная аргументация вызывает только большее отторжение. Что делать? Размышляем вместе с Д. Фишбейном.

Менеджмент 2.0: пора меняться

Можно ли измерить профессиональное взаимодействие?   на сайте 

На результат работы образовательной организации влияет не столько профессионализм каждого конкретного работника, сколько то, как организовано взаимодействие между ними. В науке это называется социальный капитал — способность людей к самоорганизации и совместным действиям для достижения общей цели. Как его измерить? Коротким эссе открываем эту тему.

Надо что-то делать с таким выражением лица!..   на сайте 

Что-то все чаще в последнее время замечаю в своем окружении тенденцию растущих стонов по поводу работы. «Ох, ты не представляешь, как устаю...», «Ну просто невозможно стало работать: сплошной напряг...», «Эх, лечь бы на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать». Да и сам, признаюсь, небезгрешен в таких мыслях и ощущениях. Размышления о том, к чему бы это и что с этим делать в статье.

Настоящий ресурс руководителя   на сайте 

У каждого руководителя имеется достаточно много ресурсов — финансовые, юридические, информационные, человеческие. Но есть и ресурсы принципиально другого типа, те которые невозможно передать. Но именно без них невозможно управление. Что это за ресурсы?

Негативный эффект большинства   на сайте 

Есть такая теория, называется — «спираль молчания». Суть в том, что человек вряд ли выскажет свое мнение, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится изоляции (игнорирования). Этот страх служит началом спирали и затем всё увеличивается. Так в чем же негативный эффект большинства?

Неравенство в образовании: возможно, дело в учителях   на сайте 

Проблема равного доступа учащихся к качественному образованию обнаружена и поставлена достаточно давно. Традиционно мы пытаемся решать проблему неравенства, развивая человеческий капитал (вкладываясь в систему повышения квалификации), и мало уделяем внимания тому, чтобы развивать капитал социальный, предполагающий способность работающих вместе людей эффективно взаимодействовать друг с другом, совместно решать проблемы, а по сути «делиться профессионализмом»

НОВАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ руководителей образования

Нужен долгий взгляд

О рейтинге официальных сайтов региональных органов управления образованием   на сайте 

В 2013 году был опубликован рейтинг информационной открытости сайтов региональных органов управления образованием, подготовленный НИУ Высшая школа экономики совместно с РИА «Новости». В материале мнение Д.Е.Фишбейна об этом рейтинге.

Опережающая покорность

В России люди привыкли молчаливо соглашаться с властью. Власть не принято критиковать, ее действия редко публично подвергаются сомнению. О том, что такое опережающая покорность в коротком эссе.

Опустить ноги в воду   на сайте 

Какие три вещи, которые мы можем проверить, являются вашими главными поводами для гордости за последние 3−5 лет? Размышляем о том, что помогает в профессиональной самореализации вместе с Д. Е. Фишбейном — главным редактором "Журнала руководителя управления образованием".

Особенности российских педагогов: отношение к работе, начальству и друг к другу

Особенный кадровый резерв

Пятый год проходит всероссийский конкурс Директор школы. В чем его "изюминка"?  Своими размышлениями о конкурсе делится один из его организаторов - главный редактор Журнала руководителя управления образованием Д.Е.Фишбейн. 

Оценка типа организационной культуры ОУ

В любой организации существует набор представлений, которые руководят повседневным поведением человека в организации. Этот набор убеждений, норм, ожиданий и пр. осознанно или неосознанно разделяется большинством членов организации. По сути, речь идет о том,как в организации трактуется позиция «что такое хорошо и что такое плохо по отношениию к профессии в нашей школе». Вот этот набор неписаных, часто неосознаваемых правил, по которым на самом деле и живет организация, называется «организационной культурой». О том, как оценить организационную культуру в материале.

Первый год!

Пора подумать о себе!

Правило трех гвоздей   на сайте 

Как-то в разговоре с одним из управленцев о специфике нашего образовательного менеджмента прозвучала знакомая и больная для многих тема. Вероятность того, что озвученное сегодня начальством распоряжение завтра изменится или забудется, растет с каждым годом. Что же это такое за правило трех гвоздей?

Проблема непонимания

Профессионалы и дачники

Разнообразие приводит к эффективности   на сайте 

Единая школа возвращается. Но может быть единообразие не так уж и хорошо? О пользе разннообразия в системе образования в коротком эссе Фишбейна Дмитрия Ефимовича - главного редактора "Журнала руководителя управления образованием".

Родитель 2.0   на сайте 

Размышления о новом понимании родительского запроса.

Родитель и ЕГЭ, или немножко нервно   на сайте 

ЕГЭ - экзамен с высокими ставками. Своими размышлениями о том, что важно учитывать родителям при подготовке ребенка к ЕГЭ и что возможно стоит изменить в организации ЕГЭ  читаем в эссе Д. Фишбейна - главного редактора "Журнала руководителя управления образованием". 

Сам себе педагог   на сайте 

Какой тип человека производит сегодня система образования? Об этом размышления главного редактора «Журнала руководителя управления образованием».

Сегодня ты будешь работать   на сайте 

Яркой чертой многих педколлективов является часто возникаемое у наших подчинённых желание «повоевать» друг с другом. Убедить их в этом случае сначала поговорить, а потом уж «шашкой махать» удается с большим трудом. Одним из управленческих способов борьбы с таким подходом является так называемая «чумовая пятница». Подробности в материале.

Совещание или посиделки?

Социология для размышления   на сайте 

Кто эти люди, которые каждый день приводят детей в школу? О чем они мечтают, какие их представления о жизни, какого образования они хотят для своих чад? У каждого из нас есть, наверное, мнение по этому вопросу, но ведь существуют данные исследований.

Хочу поделиться важными данными о ценностях и установках россиян.

1. Примерно треть российских детей рождается у женщин, которые не состоят в браке. Половина мужчин, оставивших свои семьи с детьми, уклоняется от уплаты алиментов. Только 10 процентов женатых мужчин в состоянии полностью оплатить нужды своей семьи.

2. У большинства россиян существует серьезное расхождение между заявляемыми целями и их реализацией. Проще говоря, мы хотим жить прекрасной жизнью, в богатстве и семейном счастье, в добрых отношениях с другими и т. д. Но воплотить этот идеал в жизнь совершенно не можем. Например, около 90% считает нужным помогать другим людям, но только 10% реально это делают. Насколько я понимаю, это же касается и участия в жизни школы: многие хотят, но мало кто действует.

3. У россиян очень высокие экономические ожидания — всем не хватает денег. И это совершенно не означает, что их действительно мало. Это мы так чувствуем. «Мы не то, что умираем с голоду, просто мы твердо уверены, что должны быть богаче».

4. У нас очень высокий уровень недоверия к социальным и государственным институтам (значит, и к школе). Если человек полагает, что институты враждебны по отношению к нему, то он и в едет себя соответствующим образом. Подобная же ситуация, похоже, и с межличностным доверием. Люди не доверяют никому и компенсируют это сужением собственной группы: семья, старые друзья.

5. Семья играет значительную роль в жизни россиянина (причина в предыдущем пункте). У нас человек без семьи не принимается окружающими и становится по определению одинок. Дети из неполных семей чувствуют из-за этого сильное давление.

Вот такая картина получается, и не учитывать ее во взаимодействии с ныне называемыми «потребителями образовательной услуги», по-моему, нельзя.

Способы формирования управленческой команды   на сайте 
В статье представлен один из подходов к способам формирования управленческой команды и предложен инструмент, который можно использовать в этой работе.

Стоит ли защищать кандидатскую диссертацию?

Управленческое консультирование: инструмент «Оценка видения будущего школы»

Видение будущего организации — это набор ожиданий членами коллектива относительно места, условий работы, атмосферы и климата, основанный на их ценностях и опыте.Данный инструмент может быть использован для оценки и последующего согласования членами администрации и педагогического коллектива видения будущего ОУ.

Управленческое консультирование: шанс для методической службы.

Эффективный процесс повышения управленческой компетентности директора ОУ возможно осуществить только путём пролонгированного сопровождения его деятельности на рабочем месте специалистом-консультантом по управлению. Кто же может стать таким консультантом и какую существующую структуру он может представлять? Понятно, что создать сейчас с нуля отдельную консультационную службу — задача нереальная. Возможно, реальная структура, которая может взять на себя выполнение этой задачи, — муниципальная методическая служба. Наряду с методистами по предметам должен появиться методист по управлению. О такой модели ММС в статье.

Чувство долга   на сайте 

Чувство долга, мы считаем обычно однозначно положительным качеством, сами стараемся быть ответственными за свои слова и действия, пытаемся разными способами прививать это чувство детям (в частности, в рамках патриотического воспитания). Но, оказывается, не все так однозначно.

Школа в Европе: заметки на полях тетради путешественника

Эволюция и революция

"Я знаю, что в тот момент, когда с меня «там» спросят : «Что ты сделал в этой жизни?», у меня будет ответ: «Мы начали Всероссийский конкурс "Директор школы" и сделали его событием". О том, как развивается конкурс, размышляет автор эссе и один из участников оргкомитета.

«До свидания, мальчики?..»

«Но пораженья от победы ты сам не должен отличать», или К вопросу о педагогических конкурсах

«Роль» Чубайса в образовании

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.