Журнал руководителя управления образованием :: Как изменились пятиклассники за 50 лет
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Новости

Как изменились пятиклассники за 50 лет

НИУ ВШЭ провели исследование приоритетов одиннадцатилеток и пришли к выводу, что для многих младших подростков учеба по-прежнему значима, а стремление к общению может и не проявиться в этом возрасте. Тем самым, современные дети взрослеют иначе, чем в свое время их родители. Рассмотрим это исследование подробнее, разбив на разделы. Отметим, что исследование проводилось с февраля по май 2016 года. Среди наблюдателей были специалисты по образованию, психологии, социологии, истории.


Подавленное детство

За последние полвека дети стали менее самостоятельными. У них меньше домашних обязанностей, они реже принимают ответственные решения, чем предыдущие поколения. Младшие подростки не часто в одиночку перемещаются по городу, мало ходят в магазины по поручению взрослых. Зрелое поведение «откладывается», пробуксовывает. Возникает феномен вытесненного, «подавленного детства». Взросление, таким образом, запаздывает. И смена ценностей у детей происходит иначе, чем у предыдущих поколений.

Школа не сдает позиций

Считается, что в возрасте 11–12 лет дети уже не испытывают особого интереса к учебе и переключаются на общение. Известное исследование жизни школьников этого возраста, проведенное ровно полвека назад советским психологом Даниилом Элькониным, опиралось именно на это представление.

Спустя 50 лет оказалось, что дети не так резко отказываются от прежних ценностей. Интерес к учебе может сочетаться с активным общением. Но бывает и так, что школьники не дозрели до коммуникаций и по-прежнему ищут во всем одобрения у «значимых взрослых» — родителей и учителей.

Исследователи выделили 4 типа учеников в зависимости от интереса к учебе и общению.
• «Младшие школьники». Они ведут себя, как ученики начальных классов: прилежны, не спорят с учителем, расстраиваются из-за неудач. Ученики этой группы мало участвуют в подростковых тусовках — видимо, еще не очень готовы.
• Истинные тинейджеры. Для этой группы значимо общение, а не учеба. У них начался «трудный» переходный возраст. Такие ученики пререкаются с учителем, склонны к протестам и конфликтам.
• «Смешанные» подростки. Эти дети одновременно хотят и хорошо учиться, и много общаться. Для них значимо мнение учителя, важны оценки. Вместе с тем, они начинают защищать собственное пространство и интересуются «вопросами пола».
• «Подавленные» дети. Школьники этой группы не интересуются учебой и мало общаются со сверстниками. Это одинокие дети, которые не участвуют в забавах одноклассников (хотя, возможно, и хотели бы). Такие ученики непопулярны и могут подвергаться травле.
 
Долгое младенчество

В предыдущих поколениях подростки были более самостоятельными. Их родители часто работали допоздна, и дети сами разогревали еду, делали уборку, ходили в магазин и пр. Они старались позаботиться о родителях. Современные дети выполняют работу по дому эпизодически и часто не по своей воле.

Сомнительная взрослость

Взрослость ассоциируется у современных школьников с обилием обязанностей, финансовой независимостью и состоятельностью. В ответах детей отсутствовала «ожидавшаяся претензия на взрослость». Многие ответы заставляют усомниться в том, что взросление вообще представляет собой ценность в глазах подростков.

Оригинал >>


   

 

 Поделиться в Живом журнале Поделиться в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Фейсбуке Поделиться в Гугл Плюс Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Моем Мире

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.