Журнал руководителя управления образованием :: Как поиск одаренных детей из блага превращается в проблему
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Новости

Как поиск одаренных детей из блага превращается в проблему

В России появилось новое административное увлечение: поиск талантов. Учителя, школы, руководители органов просвещения и даже главы субъектов федерации теперь лично отчитываются по количеству выявленных в регионе одаренных детей. Их учат в так называемых губернаторских школах, на особых условиях, с повышенным финансированием и нередко… в ущерб остальным школам. «Огонек» разбирался, откуда и почему пошла эта мода.


Вот некоторые выдержки из этой статьи.

«В рамках программы сотрудничества московской системы образования с другими субъектами РФ мне и некоторым моим коллегам приходится бывать в разных регионах страны, — рассказывает московский директор. — Нам там показывают школы. Конечно, выбирают лучшие. И вот что мы там увидели.

Сейчас в России начинается перевод школ из муниципального управления в региональное. Понятно, что все школы сразу перевести невозможно. Поэтому выбираются лучшие, точнее, занимающие верхние строчки в региональных рейтингах. В эти школы, их называют “губернаторскими”, стягиваются ресурсы региона, им поставляют самое новое оборудование, там работают лучшие учителя города — в условиях, лучших, чем в других школах. Разумеется, и отбор учеников в такие школы особый, и дети там действительно показывают высокие результаты».

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, подтверждает: «Регионы через субвенции муниципалитетам финансируют только учебные материалы и зарплату учителей (при нормативе в 40 тысяч рублей на ученика в большинстве регионов зарплата учителей будет около 20 тысяч рублей). Расходы на содержание имущества и ЖКХ тоже переданы муниципалитетам, но у них денег на переоборудование и оснащение нет. Вот и появляется административный рычаг: сверхвысокое финансирование “губернаторских” школ, которое стало распространенной практикой. При этом надо иметь в виду: если бы речь шла о предусмотренных законом надбавках за более сложные программы в лицеях или гимназиях, разница не была бы такой вопиющей. Но дело в том, что “губернаторские” школы за счет бюджета региона могут себе позволить дорогостоящий имущественный комплекс с современным оборудованием, спортивными и концертными залами, как в лучших частных школах, дотируются и зарплаты учителям. А дальше возникает вопрос политики: готовы ли регионы обеспечить доступность качественного образования для всех детей или будут поддерживать талантливых в ущерб всем остальным».

Елена Ленская, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук РАНХиГС, предостерегает: «У нас сегодня нет сколько-нибудь надежного способа определять одаренность ребенка. Школа может поддерживать не одаренных, а мотивированных детей, которые готовы тратить время на занятия музыкой, математикой, спортом, конструированием и так далее. Но если мы начинаем выбирать каких-то исключительных детей, то понятно, что будет. В число одаренных попадут в первую очередь те дети, о которых особенно активно хлопочут родители. То есть это будет не интеллектуальная элита, а элита в самом неприятном социальном выражении».

«Скрытая селекция сегодня стала одним из главных методов обучения в школах, — говорит Тамара Гордеева. — Даже после объединения лицеев и гимназий с обычными школами учеников все равно продолжают делить на сильные и слабые классы. Дети всегда об этом догадываются. Сначала разрыв между лучшими и худшими небольшой, но к пятому, седьмому, десятому классу он все больше нарастает. При этом селекция отрицательно сказывается на психологическом благополучии и социальном и интеллектуальном развитии детей, которых учителя записывают в слабые и с которыми перестают работать. Политика отбора социально вредна, особенно для маленьких детей.

Читать полностью >>


   

 

 Поделиться в Живом журнале Поделиться в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Фейсбуке Поделиться в Гугл Плюс Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Моем Мире

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

Журнал руководителя
управления образованием
на Facebook

 

 

 

 

   Rambler's Top100

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.